Глава Лейбористской партии Кир Стармер обвинял и критиковал Риши Сунака, но зрителям убедительнее показался премьер. Фото Reuters
В преддверии парламентских выборов, назначенных на 4 июля, прошли первые дебаты между премьер-министром Великобритании, лидером Консервативной партии Риши Сунаком и главой Лейбористской партии Киром Стармером. Претенденты на пост главы кабмина отвечали на острые вопросы из зала, касавшиеся здравоохранения, пенсий, миграции. А вот о внешней политике почти не спорили. Градус дискуссий был высоким, хотя и оставался корректным. С учетом предвыборного преимущества лейбористов консерваторы могут занести относительно удачное выступление своего лидера себе в актив.
Дебаты, проходившие в эфире телевизионной корпорации ITV, не были первым словесным боем Сунака и Стармера. Их дискуссии в стенах Палаты общин имели место неоднократно. Однако в телеэфире формат общения был совершенно другой. В отличие от многих других стран (например, США) участники дебатов не только отвечают на вопросы друг друга и журналистов, а общаются с публикой из зала, с обычными избирателями, которые решили поговорить со своими кандидатами.
Например, вопрос о работе системы здравоохранения задан британкой, потерявшей двоюродного брата, который не дожил до своей очереди на операцию. Молодому человеку призывного возраста Сунаку пришлось объяснять под хохот зала, чем ему может помочь введение воинской повинности. Словом, вопросы были трудными, но ответы достойными, несмотря на то что, по данным опроса после эфира, формат дебатов был признан зрителями «отвратительным». Политикам отвели на ответы лишь по 45 секунд.
Дебаты обычно мало что меняют в ходе избирательной кампании. И все же это шанс получить лишние голоса. На него больше рассчитывал Сунак, чем Стармер. Ведь, по данным YouGov, за оппозиционную Лейбористскую партию готовы отдать голоса 45% респондентов, а за правящих тори – лишь 24%.
В целом Сунак пытался заверить слушателей, что он-то знает, как управлять государством, а вот лейбористы понятия не имеют о том, как решить накопившиеся проблемы. «Вы сами просили досрочных выборов. Так чем же вы теперь недовольны?» – сказал он, обращаясь к оппозиционерам. Стармер, в свою очередь, построил выступление на ударах по больным точкам в действиях правительства. Он заявил, что планы Сунака по снижению инфляции и сокращению миграции за счет высылок в Руанду обречены на провал. Именно этим глава лейбористов объяснил решение премьер-министра объявить досрочные выборы.
И тот и другой кандидаты утверждали, что при их оппоненте начнется налоговый ад. Стармер говорил, что тори вопреки своим обещаниям не снижают налоги: они остаются в Великобритании самыми высокими за последние 60 лет. Сунак парировал это обвинение прогнозом: лейбористы-де в силу своей левизны обложат налогами все, до чего смогут дотянуться. Когда обоих участников дебатов попросили дать обещание не повышать налоги, и тот и другой с разной степенью категоричности отказались это сделать.
Внешняя политика не относилась к основной части дебатов. И все же и о ней было сказано. Стармер заговорил о «нетерпимой» и «катастрофической» гуманитарной ситуации в секторе Газа и выступил за немедленное прекращение боевых действий. Сунак, в свою очередь, обратил внимание на то, что его оппонент все же осуждает ХАМАС. То есть делает то, что не делал его предшественник на посту главы лейбористов Джереми Корбин.
Как это часто бывает, первые дебаты получились похожими скорее на перепалку, нежели на предметный разговор. Примерно то же можно было наблюдать и на первых дебатах в рамках республиканских праймериз в США. Тогда Вивек Рамасвами сумел запомниться зрителям благодаря большей активности и громкости реплик.
В случае же с дебатами на британском телевидении его роль, по сути, разыграл Сунак. По опросам YouGov, 51% зрителей посчитали, что убедительнее выглядел именно он. Маленькая победа, важная для тори, учитывая то, насколько спорной и полной скандалов оказалась политика партии в последние годы. Это, конечно, не меняет общей ситуации: лидерство лейбористов по-прежнему остается бесспорным. К тому же есть вероятность, что к следующим дебатам Сунаку придется больше ориентироваться на другого соперника.
Партия «Реформируем Соединенное Королевство», ратовавшая за максимально жесткое отделение от Евросоюза, а теперь борющаяся с тори за влияние на консервативного избирателя, вернула в свои ряды харизматичного основателя – Найджела Фараджа.
В начале британской избирательной кампании он заявил, что участвовать в выборах не будет, а вместо этого уедет в США и приложит все свои силы для помощи другому консервативному столпу – Дональду Трампу. Но вскоре эпатажный политик изменил свое решение. Аргументировал он это тем, что попросту «не может подвести» соотечественников и поэтому решился вновь возглавить свою партию и избраться в парламент.
Мажоритарная система значительно снижает шансы Фараджа на избрание (в Европарламент за счет пропорциональной системы он избирался несколько раз и провел там 21 год). Но его активная агитация может стоить потери дополнительных голосов Консервативной партии. Правда, начало кампании вышло для него неудачным: не успев впервые выступить в качестве кандидата, он оказался жертвой нападения. Девушка-хулиганка вылила на Фараджа молочный коктейль.