Высоких гостей из Африки в Пекине принимают каждые три года. Фото Reuters
В борьбе за сферы влияния в Африке Запад проигрывает Китаю. Самое весомое свидетельство тому – саммит по взаимодействию между КНР и Африкой, который открывается 4 сентября в Пекине. В нем будут участвовать не менее 50 лидеров, представители региональных объединений в Африке и даже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Как говорят китайские эксперты, в прошлом европейские державы властвовали в Африке в роли колонизаторов, и это оставило след в памяти африканцев. Они помнят и о том, что КНР помогала освободительному движению. Не удивительно, что китайских бизнесменов, инженеров, военспецов охотно принимают. В продвижении интересов Поднебесной на Черном континенте лично участвует председатель КНР Си Цзиньпин.
Первым он встретился с президентом ЮАР Сирилом Рамофосой, после чего пройдут переговоры с лидерами других африканских стран.
Газета South China Morning Post пишет, что цели гостей и устроителей саммита не полностью совпадают. Африканцам нужны деньги на строительство больниц, школ, университетов, для прокладки железных дорог, других проектов в области инфраструктуры. А Китай, который сталкивается попытками США и европейских держав воспрепятствовать расширению его присутствия в Африке, желает, чтобы форум помог ему расширить связи с тамошними государствами и заручиться их поддержкой на фоне этого геополитического соперничества.
Чего конкретно хотят от КНР африканцы, видно на примере президента Кении Уильяма Руто. Он желает, чтобы Пекин возобновил финансирование части железной дороги, связывающей Кению с другими странами Восточной Африки. Пять лет назад все работы заглохли на границе Кении с Угандой. Дело в том, что обе страны перестали платить по своей задолженности перед Китаем, который с самого начала и был спонсором строительства этого рельсового пути. И Рамофоса, который начал свой государственный визит в КНР в понедельник, и президент Танзании Самия Хасан Сулуху тоже домогаются новых сделок и контрактов.
Дэвид Шинн, профессор Университета Джорджа Вашингтона в США, говорит, что африканские лидеры будут просить Пекин больше покупать товаров, производимых в их странах чтобы покрыть торговый дефицит. Понятно, что они будут добиваться, чтобы КНР увеличила капиталовложения, больше передавала им современных технологий. МИД Китая заявил, что отдельные заседания будут посвящены методам государственного управления, индустриализации, сельскому хозяйству, проблемам мира и безопасности и инициативе «Пояс и путь».
Саммит по Африке проводится каждые три года. Естественно, Пекин желает увеличить доступ к богатым минеральным и другим ресурсам в Африке. Вот уже целое десятилетие прошло, в течение которого Китай остается крупнейшим торговым партнером этого континента. А за период с 2000 по 2023 год капиталовложения КНР в Африке составили более 182 млрд долл. Некоторые из этих инвестиций были сделаны в странах, где произошли перевороты, – в Нигере, Судане, Гвинее. Китай старался помочь урегулированию таких внутренних конфликтов.
По мнению Шинна, Пекин будет использовать свои тесные связи с африканскими государствами для того, чтобы они голосовали в международных организациях против резолюций, выдвинутых правительствами Запада или правозащитниками , в которых осуждаются репрессии против уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР или претензии Китая на большую часть акватории Южно-Китайского моря. А Френгтон Чиемура, сотрудник Open University в Британии, полагает, что китайцы теперь не будут давать больших займов, будут требовать от получателей эффективной работы и возвращения долгов.
В беседе с «НГ» Александр Лукин, научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН, отметил: «Китай не был колонизатором, и это ставит его в более выгодное положение в конкуренции с Западом. Западу не удастся потеснить Китай. А Россия Китаю не конкурент. Она играет серьезную роль только в обучении африканцев военному делу в ряде государств».