На фото координатор Совета национальной безопасности США по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгёрк. Фото Reuters
Наземная операция Израиля в Ливане проходит в благоприятной для еврейского государства обстановке. Ни ЕС, ни США ее не осудили и не требуют от израильтян безоговорочного прекращения боевых действий. Проиграв информационную войну в связи с операцией в секторе Газа, Израиль теперь, похоже, взял реванш. Тем не менее все может измениться, если израильская военная операция будет длительной и количество погибших мирных жителей возрастет.
Началу наземного вторжения в Ливан предшествовали онлайн-консультации министров иностранных дел стран ЕС. По их итогам глава европейской дипломатии Жозеп Боррель выступил с заявлением. В нем говорится, что министры «очень обеспокоены» риском дальнейшей эскалации конфликта. «Оружие должно замолчать, а голос дипломатии должен быть услышан всеми», – отметил Боррель. При этом, однако, прямых осуждений действий еврейского государства или «Хезболлы» не последовало. Министры ограничились лишь словами о том, что «суверенитет Израиля и Ливана должен быть гарантирован».
Любопытно, что израильские действия пусть и не прямо, но поддержал премьер-министр Индии Нарендра Моди. Он провел телефонные переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, по итогам которых написал в соцсети, что «терроризму нет места в нашем мире» и что «крайне важно предотвратить эскалацию в регионе и обеспечить безопасное освобождение всех заложников». Индия в делах, касающихся ближневосточного конфликта, обычно следует в фарватере политики Запада. Бывает, ее должностные лица говорят о происходящем в этом регионе то, что европейские и американские чиновники предпочитают сообщать лишь неофициально и на условиях анонимности.
Между тем американские СМИ со ссылкой на неких чиновников администрации Джозефа Байдена утверждают, что Белый дом был в курсе планов Израиля провести наземную операцию в Ливане и фактически поддержал действия Нетаньяху. Якобы заверения в том, что Вашингтон не будет мешать израильским действиям, премьеру дали спецпосланник США Эймос Хокстин и координатор Совета национальной безопасности по Ближнему Востоку и Северной Африке Бретт Макгёрк.
В принципе этим сообщениям соответствуют и действия Белого дома. Администрация Байдена предупредила во вторник Израиль о том, что в конфликт с «Хезболлой» готов вмешаться Иран. При этом американцы пообещали еврейскому государству помощь, в том числе военного характера. Так что получилось еще и предупреждение Тегерану. «У США есть информация, указывающая на то, что Иран в ближайшее время готовится атаковать Израиль баллистическими ракетами. Мы активно предпринимаем оборонительные меры, чтобы защитить Израиль от этой атаки. Прямое вооруженное нападение Ирана на Израиль будет иметь серьезнейшие последствия для Ирана», – процитировала телекомпания CBS некое официальное лицо, видимо, представляющее Белый дом.
Возможно, что эта информация носит предвыборный характер. Администрации Байдена очень желательно не отпугнуть от себя произраильски настроенный электорат. Показательно, что заявление официального лица телекомпания CBS выпустила именно 1 октября. В этот день намечены дебаты между кандидатами в вице-президенты от Дональда Трампа и Камалы Харрис – Джей Ди Вэнса и Тима Уолца. На них планировалось затронуть и внешнеполитическую повестку. Учитывая, что до выборов 5 ноября Трамп и Харрис дебатировать друг с другом не планируют, дебаты крайне важны. Трамписты критикуют администрацию Байдена за неспособность защитить Израиль. В этих условиях Харрис желательно разубедить электорат в том, что она, став президентом, сдаст еврейское государство. Заявления о готовности предотвратить удар Ирана, может быть, направлены именно на это.
Собирается ли Тегеран действительно вмешаться в войну? На момент подписания номера об этом ничего не известно. В целом Иран пока не демонстрировал готовность к решительным действиям. Недовольство на уровне риторики иранские власти выражали. Однако, как создается впечатление, сейчас они больше заинтересованы в налаживании отношений с Западом, нежели в конфронтации с ним. Впрочем, ситуация может просто не оставить Ирану выбора. Отступить в вопросе поддержки «Хезболлы» для официального Тегерана может означать потерю лица и нанесение серьезного удара по авторитету в арабском мире.