Лондон ищет новые пути облегчения таможенного режима для местного бизнеса. Фото Reuters
Решение о выходе из Евросоюза сильно ударило по британской экономике. Такое признание в интервью французским СМИ сделал министр торговли Соединенного Королевства Дуглас Александер. Свою задачу он видит в том, чтобы минимизировать ущерб и наладить новые торговые отношения с мировым сообществом и особенно с ЕС.
Лейбористское правительство Кира Стармера полно решимости минимизировать урон от брекзита. Ведь выход страны из ЕС привел к «масштабному сбою» в британской внешней торговле. Такое признание сделал Александер в интервью французским СМИ. Он напомнил, что объем торговли Великобритании с ЕС по-прежнему велик: 47% от торгового оборота страны. Следовательно, уверен Александер, Лондону и Брюсселю необходимо «перезагрузить отношения».
Новую стратегию торгового и экономического развития правительство лейбористов планирует разработать и опубликовать к весне следующего года. Вероятно, в ней не будет тех акцентов, которые расставляли правительства консерваторов, когда выводили страну из ЕС. Вместо ставки на максимальное сближение с США с заключением всеобъемлющего торгового соглашения расчет будет делаться на развитие торговли с Европой.
Можно сказать, что это вынужденный разворот. Расчет консервативного правительства Бориса Джонсона, осуществившего брекзит, на то, что ущерб от выхода из ЕС будет компенсирован торговой сделкой с США, не оправдался. Администрация Джозефа Байдена не проявила желание заключать эту договоренность. Если же после президентских выборов 5 ноября президентом станет Камала Харрис, то велика вероятность, что она продолжит курс действующего президента. Ситуация может измениться, если выиграет Дональд Трамп. Именно он в свое время соблазнял британское правительство выгодами от выхода из ЕС. Сама идея торговой сделки с Великобританией возникла во время его президентства. Но не факт, что он победит, и не факт, что, победив, к этой идее Трамп вернется.
Кроме того, заменить прежнее сотрудничество с ЕС системой двусторонних торговых соглашений, за что ратовали, агитируя за брекзит, консерваторы, как оказалось, вообще очень сложно.
Пока успехов в заключении торговых сделок у Лондона не так много. Одна из важных могла состояться еще при тори: консерваторы вели переговоры с Нью-Дели. Однако, как заявила бывшая министр по делам бизнеса и претендент на пост главы Консервативной партии Кеми Баденох, Лондон и сама Баденох были против уступки индийцам в виде увеличения количества выдаваемых виз.
Главное же возражение против торговой сделки с Соединенными Штатами – это то, что объем торговли Великобритании с ЕС в два раза превышает объем торговли с США. Европа по-прежнему остается главным британским торговым партнером.
Особенно нежелательно Лондону экспериментировать сейчас, когда экономика находится не в лучшем состоянии. Во втором квартале она выросла лишь на 0,5%. При этом государственные траты увеличились на 1,1%. Все это для правительства чревато серьезными политическими последствиями.
В этих условиях правительство Стармера не хочет экспериментировать.
В понедельник Александер нанес визит в Женеву, где базируется штаб-квартира Всемирной торговой организации. Он поблагодарил главу ВТО Нгози Оконджо-Ивеалу за ее усилия по поддержанию международной торговли и одобрил ее желание выдвинуться на пост еще на четыре года. До 2020 года интересы Великобритании в ВТО защищали представители Евросоюза, но после брекзита Лондон самостоятельно действует в организации.
Ранее чиновники Евросоюза просили от Лондона «конкретизировать свои предложения и намерения» о «перестройке» отношений с Брюсселем. В ЕС хотят четче понять, на какие уступки готово пойти правительство лейбористов ради улучшения условий торговли (см. «НГ» от 29.09.24). Пока Даунинг-стрит лишь на словах и на публике показывает желание вырабатывать новые условия брекзита, сетуют европейские бюрократы.
Между тем среди важных точек соприкосновения Лондона и Брюсселя есть и общее понимание, что Европе и Западу в целом угрожает конкуренция с Китаем. Поэтому антикитайские меры, проводимые в жизнь в Евросоюзе, правительство Стармера поддерживает.
Великобритания тоже планирует повысить пошлины на ввоз китайских электромобилей. Сейчас в ЕС и США тоже активно работают над этим. Самые жесткие меры вместе с США ввела Канада: Оттава распорядилась повысить пошлины на ввоз китайских электромобилей на 100%, как это ранее сделал Вашингтон.