В Вене на митинг собратились 30 тысяч сирийцев, радующихся свержению Асада. Фото Reuters
Последние события в Сирии одновременно обнадежили и встревожили общественное мнение стран Евросоюза. Там надеются, что сирийские беженцы, приехавшие в ЕС в 2015 году, вернутся к себе на родину. Вместе с тем есть опасения, что теперь, после свержения Башара Асада, гражданская война в Сирии вспыхнет с новой силой, а значит, миграционный кризис девятилетней давности может повториться. В преддверии возможных проблем в странах ЕС ужесточают правила получения статуса беженца и рассуждают о том, насколько действенны методы борьбы с нелегалами, которые были выработаны за последнее время.
На Западе не нашлось ни одного сколько-нибудь заметного политика, который бы не одобрил смену власти в Сирии. Общее мнение глав стран ЕС, пожалуй, точнее всего отразил президент Франции Эмманюэль Макрон. «Варварское правление свергнуто. Наконец-то. Я отдаю должное сирийскому народу, его мужеству и терпению. В это время неопределенности я желаю ему мира, свободы и единства», – написал он в социальной сети. Восточноевропейские лидеры злорадствуют: они восприняли падение Асада как свидетельство слабости Кремля. Премьер-министр Польши Дональд Туск счел события в Сирии доказательством того, что «даже самый жестокий режим может пасть и что Россия и ее союзники могут быть побеждены» (цитата из блога политика).
Вместе с тем если посмотреть на действия властей западных стран, то получится, что в связи с Сирией их занимает вовсе не Россия. Там опасаются повторения событий 2015 года. Тогда, напомним, боевые действия в Сирии приобрели гораздо более интенсивный характер, чем ранее. Вначале противостоящие Асаду силы наступали, потом, после вмешательства России, Асад перешел в контрнаступление. Развернулись жестокие бои за Алеппо. В результате осенью в Европу хлынули многие тысячи сирийцев, спасавшиеся от войны, Асада, исламистов и гуманитарной катастрофы, постигшей страну. К ним присоединились выходцы практически со всего Ближнего Востока, а также африканцы. Последствия того миграционного кризиса, который сравнивают с наплывом миллионов человек в Западную Европу после и в результате Второй мировой войны, с трудом удалось купировать. Помогла Турция: на ее территории в финансированных по линии ЕС лагерях осели свыше 4 млн сирийцев. Но все равно Евросоюзу пришлось принять большое количество выходцев с Ближнего Востока.
В воскресенье, 8 декабря, пал Дамаск и Асад улетел из страны, а уже в понедельник Турция открыла пограничный пункт «Яйладагы» на границе с Сирией. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган отрапортовал о том, что сирийские беженцы начали возвращаться домой. Но этот процесс, похоже, идет совсем небыстрыми темпами. Более того, есть сообщения о том, что беженцы уже идут и в обратном направлении, в соседние с Сирией страны – в Ливан и ту же Турцию. По некоторым данным, среди бегущих преобладают религиозные меньшинства – алавиты, христиане, друзы, езиды. Обещаниям победивших исламистов не повторять прежние кровавые расправы над ними они, похоже, не очень верят.
Готовятся к худшему и в Европе. Франция, Германия, Швеция, Норвегия, Дания, Греция, Австрия и Великобритания приостановили рассмотрение заявок сирийцев на предоставление статуса беженца. Пресс-секретарь греческого правительства Павлос Маринакис прямо сказал, что события в Сирии «должны стать концом потока» соискателей убежища из этой страны.
Через Грецию проходит на сегодняшний день самый беспокоящий ЕС маршрут нелегальной миграции – балканский. Конечная его точка – Западная Европа, и особенно Германия. Эта страна в 2015 году приняла наибольшее количество сирийских беженцев: свыше 700 тыс. Там уже раздаются голоса, что теперь, с падением Асада, их неплохо бы вернуть обратно. Зампредседателя фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Йенс Шпан в эфире телеканала n-tv даже рассказал, как это конкретно может выглядеть. По его словам, «каждый, кто хочет вернуться в Сирию, получит место на чартерных рейсах, которое мы обеспечим, а также сумму подъемных в 1000 евро». Шпан предложил созвать конференцию с участием Германии, Австрии и соседей Сирии – Турции и Иордании. По мысли политика, она должна пройти весной 2025 года. То есть после февральских парламентских выборов в Германии, которые ХДС/ХСС, вполне возможно, выиграет. На этой конференции, считает политик, должно быть принято решение о, если называть вещи своими именами, массовых депортациях сирийцев. Ведь есть большие сомнения, что, даже если в Сирии воцарится прочный мир, все они согласятся променять жизнь в ЕС на возвращение в свою крайне бедную и до войны страну.
Австрия среди участников конференции названа Шпаном не случайно. Дело не только в том, что через нее пролегает балканский маршрут нелегальной миграции. В воскресенье в центре Вены должен был состояться митинг этнических сирийцев. Они вначале планировали выразить солидарность с противниками Асада, а потом, когда стало известно о его бегстве, решили отпраздновать это событие. Организаторами митинга было заявлено участие около 3 тыс. человек. Это в принципе соответствует числу, так сказать, политизированных сирийцев, живущих в стране, – тех, кто принадлежит или открыто симпатизирует каким-либо сирийским оппозиционным группам. Вместо этого на митинг пришло свыше 30 тыс. человек. Конечно, не все из них оппозиционеры и уж тем более исламисты. Но сирийские флаги и воинственные кличи в центре столицы многим венцам, похоже, не очень понравились. Крайне правая Австрийская партия свободы даже потребовала отставки руководства МВД.
Если все-таки миграционный кризис 2015 года повторится, он станет испытанием тех мер, которые принял ЕС. Беженцев распределят по странам в соответствии с квотами. Это, разумеется, вызовет новые споры в ЕС. Венгрия и Польша, например, уже заявляли, что хватит с них и украинских беженцев. К ним наверняка присоединятся и другие страны ЕС. Брюсселю придется вести непростые переговоры, которые не факт, что увенчаются успехом.