В Казань прибыли десятки высокопоставленных гостей из разных уголков мира: правда, совместно бороться с Западом они не собираются. Фото Reuters
В уходящем году Россия председательствовала в БРИКС. Поэтому саммит объединения должен был пройти на ее территории. БРИКС сейчас не только Бразилия, РФ, Индия, Китай, ЮАР (отсюда аббревиатура), но и Иран, Египет, Эфиопия, ОАЭ и в качестве приглашенной страны Саудовская Аравия. Но проходивший в октябре Казанский саммит решено было превратить в глобальный форум со множеством участников, своего рода мероприятие-символ, призванное продемонстрировать, что РФ не находится в изоляции. Задача была успешно решена.
Не все приглашенные руководители приехали. Фактический правитель Саудовской Аравии наследный принц Мухаммед бин Сальман, видимо, решил, что канун американских выборов – не лучшее время, чтобы фрондировать по отношению к США. Президент Бразилии Лула да Силва отказался от поездки по состоянию здоровья. Недуг избавил его от необходимости объясняться за визит в РФ перед гостями саммита G20, состоявшегося в ноябре в Рио-де-Жанейро. Президент Сербии Александар Вучич и вовсе предпочел переговоры с премьером Польши Дональдом Туском, лидером наиболее непримиримо настроенной по отношению к Кремлю страны ЕС. Поэтому Европа за пределами экс-СССР не была представлена на саммите ни одним первым лицом.В целом же мероприятие получилось. В Казань прибыли десятки глав государств из Азии, Африки и Латинской Америки и даже генсек ООН Антониу Гутерриш, не посетивший, кстати, ранее «саммит мира» в Швейцарии, собранный по инициативе Владимира Зеленского. Казань стала площадкой важных двусторонних переговоров. Знаковой была первая за 5 лет встреча председателя КНР Си Цзиньпина и премьера Индии Нарендры Моди.
Чем саммит не стал, так это форумом единомышленников Кремля, объединенных стремлением противостоять Западу. С самого начала было заявлено, что Украину в Казани обсуждать не будут. Тему конфликта Москвы и Киева затрагивали отдельные участники саммита. Сказанное ими сводилось по большей части к напоминанию о многочисленных мирных планах (КНР, Бразилии, африканских государств), предлагавшихся ранее. В итоговом документе саммита, Казанской декларации, этому конфликту был посвящен всего один пункт, да и то с весьма общими формулировками, никак не похожими на поддержку позиции РФ. А ситуации на Ближнем Востоке касались в нескольких пунктах.
В Казанской декларации не упоминались ни США, ни ЕС, а сам документ был таким, что под ним вполне могли бы подписаться и американцы, и европейцы. В нем не было и пункта о системе платежей, альтернативной SWIFT. Как пояснил на пресс-конференции Владимир Путин, создание такой альтернативы и не планируется. Это логично: из числа участников саммита от SWIFT отключены лишь Россия и Иран, остальным членам БРИКС никакой другой системы расчетов не нужно. В декларации выражалась лишь готовность «обсудить и изучить возможность создания» своей платформы по учету ценных бумаг. При этом гостям и участникам саммита на его сайте рекомендовали для расчетов в Казани запастись долларами и евро, а отнюдь не юанями и рупиями. Более чем наглядное свидетельство того, что в БРИКС борьбу за подрыв не только политического, но и финансового могущества Запада отложили в долгий ящик.