Попасть на набережную Темзы жителям стран ЕС теперь станет дороже на 10 фунтов. Фото Reuters
Жители стран ЕС со среды, 2 апреля, для въезда в Великобританию должны будут получать электронное разрешение. Хотя британские чиновники избегают термина «введение визового режима», на практике это оно и есть. Лейбористское правительство Кира Стармера ранее обещало ликвидировать крайности брекзита и по возможности восстановить контакты с ЕС. Теперь оно же ограничивает свободу передвижения. Но, как заявляют на Даунинг-стрит, иначе нельзя справиться с наплывом нелегальных мигрантов и защитить страну от террористов. Великобритания следует мировой тенденции: пытается защитить свою безопасность административными методами.
Покупка электронных разрешений на въезд (Electronic Travel Authorisation, сокращенно ETA) производится через специальное интернет-приложение. В нем нужно оставить заявку с биографическими данными и фотографией. Также подателю надо будет ответить на ряд вопросов, в первую очередь – о цели визита. Рассмотрение заявок на ETA занимает немного времени (иногда счет идет даже не на часы, а на минуты), но все же это не очень вяжется с безвизовым режимом, который формально существует между Великобританией и ЕС. Покупка документа обойдется в 10 фунтов, однако его стоимость постепенно будет расти. Уже 9 апреля она составит 16 фунтов. Единственная страна, которая будет избавлена от покупки ETA, – это Ирландия. В противном случае было бы нарушение соглашения Страстной пятницы, положившего конец конфликту между католиками и протестантами в Северной Ирландии. Соглашение предусматривает свободу передвижения на всем острове.
Впервые система ETA была опробована на подданных Катара в 2023 году. Дальше круг стран, к которым она применяется, расширился. Вначале требования к покупке электронных разрешений стали обязательны для жителей стран Персидского залива, а потом распространились на США, Канаду, Южную Корею, Новою Зеландию и Аргентину.
Введение ETA для тех, кто имеет гражданство или вид на жительство в странах Евросоюза, объясняется правительством страны необходимостью создать эффективную защиту от террористов и нелегальных мигрантов, незаконно прибывших в ЕС и там каким-то способом легализовавшихся. Ранее, например, в Великобританию запросто могли въехать ранее судимые иностранцы или даже находящиеся в розыске. Теперь, надеются в миграционных службах, не смогут. Кроме того, есть и соображения удобства. Купившие ETA имеют право проходить через электронный пункт контроля и даже не общаться с сотрудниками пограничной службы.
Помимо ирландцев не покупать электронные разрешения имеют право обладатели двух паспортов – гражданина ЕС и Великобритании – и те, кто имеет миграционный или резидентский статус, а также следующие через страну транзитом. Последнюю уступку просили сделать британские авиаперевозчики – в частности, были опасения, что пассажиропоток аэропорта Хитроу может резко снизиться.
К слову, схожие системы используют и другие страны, включая США, Канаду, Южную Корею. Поэтому возмущения в Брюсселе высказано не было, тем более что о введении системы стало известно еще в прошлом году. Однако все равно ее введение в отношении европейцев вызывает вопросы, учитывая то, что правительство Стармера старается сгладить последствия брекзита. О восстановлении, насколько это возможно, связей с ЕС британский премьер будет говорить со своими коллегами из стран Евросоюза на саммите 19 мая.
Кроме того, в Брюсселе не возмущаются и потому, что сами планируют ввести подобную систему. Ориентировочно, это произойдет в 2026 году. Тогда во многом обесценятся соглашения о безвизовом режиме, которые у ЕС есть со многими странами, в том числе из постсоветского пространства – такими как Молдова и Украина.
«Такое точно делается не от хорошей жизни. На мой взгляд, введение ETA говорит в первую очередь о том, что миграционные проблемы в Европе стали очень острыми, особенно для Великобритании. В борьбе с потоком нелегалов ей пока слабо помогает даже то, что она отделена от ЕС проливом», – считает ведущий научный сотрудник отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Сергей Федоров.
Эксперт в разговоре с «НГ» сказал, что и сохранность Шенгенской зоны тоже в ближайшее время может оказаться под вопросом.
Следует добавить, что одновременно с этим Великобритания ужесточает отношения и с живущими в стране россиянами. В случае если они работают на Москву, их обяжут фиксироваться в системе FIRS («Схема регистрации иностранного влияния»). В схожее положение попадут и иранцы, хотя главной угрозой в Лондоне, что не особенно скрывается, считают именно Россию.