Бежавшие в Бангладеш рохинджа призывают ООН ускорить их возвращение на родину. Фото Reuters
Рохинджа, находящиеся в Бангладеш, приветствовали решение США предоставить финансовую помощь на 73 млн долл. по каналам ООН. Это стало ободряющим сигналом почти для 1 млн беженцев этой народности. Ведь после того как президент США Дональд Трамп объявил о сокращении международной помощи, они боялись, что пищевые пайки им урежут. Судьба рохинджа остается неопределенной, но неопределенным стало и сохранение нынешнего режима в Бангладеш. Ведь после государственного переворота в 2024 году там активизировались радикалы исламистского толка.
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, посетивший Бангладеш в марте, в самых жестких выражениях охарактеризовал уменьшение помощи рохинджа со стороны США и европейских государств. Он назвал это преступлением. Гутерриш каждый год посещает одно из мусульманских государств во время священного месяца Рамадан. Как напоминает агентство АР, несколько сот тысяч рохинджа жили в Бангладеш в течение многих десятилетий. Более 700 тыс. приехали в 2017 году. А в 2024-м во время боев между правительственными войсками Мьянмы и мятежниками из так называемой Армии Aракана пересекли границу еще 70 тыс.
ООН сделает все, что возможно, чтобы обеспечить поступление финансовой помощи рохинджа, подчеркнул Гутерриш. В Дакке, столице страны, генсек встретился с лауреатом Нобелевской премии мира, главой временного правительства Мухаммадом Юнусом. Генсек выразил беспокойство тем, что программы помощи урезаются по всему миру, а западные державы в этот момент наращивают военные расходы.
Юнус стал популярной фигурой на Западе после того, как разработал программу микрофинансирования для мелкого бизнеса. Суть ее в том, что под низкий процент выдаются небольшие кредиты без залога. Юнуса прозвали банкиром бедняков. Однако на деле не все было гладко. Правительство премьера Шейх Хасины, дочери отца-основателя независимой республики Муджибура Рахмана, заявило, что Юнус ограбил крестьян. Лауреата арестовали, но выпустили под залог. В стране вспыхнули протесты студентов. Армия и правоохранители поначалу молча наблюдали за демонстрантами и даже позволили им ворваться в резиденцию премьера и разгромить мемориал в честь Муджибура Рахмана, возглавлявшего освободительное движение народа Бангладеш в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Тогда страна была частью Пакистана.
Переворот прошлого года напомнил всем о беспощадной расправе заговорщиков над Муджибуром Рахманом и его семьей в 1975 году. Тогда группа офицеров и нижних чинов проникла в резиденцию отца нации и расстреляла его самого, членов семьи и даже слуг. Шейх Хасина тогда находилась в Британии. И вот теперь, столкнувшись с гневом разъяренной толпы, она улетела в Индию. Индия, которая в 1971 году послала войска на помощь повстанцам Бангладеш, была до государственного переворота близким партнером, почти союзником Бангладеш.
Традиционно дружеские отношения существуют у Бангладеш и с Россией. Ведь Советский Союз, поставляя вооружения и боеприпасы Индии в 1971 году, способствовал ее победе над Пакистаном. Автор этих строк в качестве газетного корреспондента посещал районы, освобожденные от пакистанцев. Партизаны из числа местных жителей тепло приветствовали советских людей.
Как видим, внутренние пертурбации в Бангладеш могут повлиять на расклад сил в Южной Азии. Свое влияние в стране со 175-миллионным населением хотели бы сохранить и Запад, и Китай, который готов осуществлять проекты на основе инициативы «Один пояс – один путь». Но возникает вопрос: сумеет ли правительство Юнуса сохранить стабильность в молодом государстве? Ведь там активизировались радикалы исламистского толка. Как пишет The New York Times, после переворота образовался политический вакуум, который могут заполнить приверженцы религиозного консерватизма.
Начали экстремисты с того, что потребовали установления контроля над поведением женщин. В одном городе они заявили, что женщинам нельзя играть в футбол. В другом городе они заставили полицию освободить из-под ареста мужчину, который преследовал и запугивал женщину на улице, требуя, чтобы она прикрыла голову подобающим образом. А когда мужчину выпустили, толпа увенчала его гирляндами цветов. В Дакке прошел митинг, участники которого заявили, что если правительство не вынесет смертный приговор человеку, который выразит неуважение к исламу, то они сами приведут приговор в исполнение. А через несколько дней группировка, объявленная незаконной, провела марш под лозунгом создания «халифата».
Представители нескольких исламистских партий и группировок, которые раньше находились под запретом, дали средствам массовой информации интервью, где заявили, что добиваются введения фундаменталистских порядков. Это опасный сдвиг в политической жизни страны, а Запад проглядел его.
Как же к этому относятся чиновники высокого ранга? По утверждению американской газеты, они разрабатывают проект новой Конституции. В ней, вероятно, не будет упоминания секуляризма как характерной черты жизни государства. Во главу угла будут поставлены каноны религии.