0
3194
Газета В мире Интернет-версия

16.04.2025 19:29:00

Тегеран борется за урановый минимум

Над Ираном нависла угроза полной денуклеаризации

Тэги: иран, обогащение урана, атомное оружие, атомная сделка, гражданская атомная промышленность, сша, уиткофф


иран, обогащение урана, атомное оружие, атомная сделка, гражданская атомная промышленность, сша, уиткофф Фото Reuters

Вопрос существования иранской программы обогащения урана не подлежит обсуждению, заявил министр иностранных дел Исламской Республики Аббас Арагчи. Так он ответил на заявления спецпредставителя США по Ближнему Востоку Стивена Уиткоффа, который за последние дни несколько раз поменял мнение относительно того, оставит ли Вашингтон Тегерану право на гражданский атом в рамках возможной сделки.

Тегеран начнет «переговоры о возможной сделке с США, если американцы займут конструктивную позицию», подчеркнул Арагчи 16 апреля. «Иранское обогащение урана – актуальный и реальный факт, – указал Арагчи, общаясь с журналистами. – Мы готовы работать над укреплением доверия (к тому, что иранская атомная промышленность преследует гражданские цели. – «НГ»), несмотря на некоторые опасения.

Но сам принцип обогащения не подлежит обсуждению». Глава МИД Ирана выразил сожаление по поводу того, что администрация Трампа продолжает делать противоречивые заявления относительно своих требований на переговорах.

Поводом стала серия высказываний Стивена Уиткоффа, сделанных в последние дни. Так, сначала, выступая в эфире Fox News, спецпредставитель американского лидера пояснил: если Иран декларирует гражданский характер своей ядерной программы, то в рамках потенциальной сделки он должен снизить уровень обогащения урана с уровня 60%, что близко к оружейному, до 3,67%. Уиткофф пояснил, что в рамках проектируемого договора с Тегераном администрация Трампа пропишет механизмы проверки иранской ядерной инфраструктуры, которые, по его словам, будут предельно строгими и охватят в том числе ракетную программу Исламской Республики, потому что именно ракеты являются средством доставки ядерного оружия.

Это спровоцировало волну критики в адрес Белого дома, потому что ранее он обещал, что будет добиваться полного демонтажа иранской ядерной инфраструктуры. Критики Трампа напомнили, что порог обогащения в 3,67% является одним из условий Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) – ядерной сделки 2015 года, разорвать которую Трамп поспешил во время своего первого президентского срока из-за недовольства дипломатическим наследием бывшего президента-демократа Барака Обамы. Американские политики и эксперты с сарказмом заметили, что Белый дом, наверное, консультируют бывшие советники Обамы, а сама иранская стратегия Трампа выглядит не менее последовательно, чем его тарифная политика.

Уиткофф был вынужден выступить с новым заявлением, чтобы прояснить позицию Белого дома. «Сделка с Ираном будет завершена только в том случае, если это будет сделка Трампа, – подчеркнул спецпредставитель американского лидера в соцсети X. – Любое финальное соглашение должно установить рамки для мира, стабильности и процветания на Ближнем Востоке, а это означает, что Иран должен остановить и ликвидировать свою программу ядерного обогащения и создания оружия». Уиткофф выразил уверенность, что для международного сообщества крайне важно, чтобы Иран и США «заключили жесткую, справедливую сделку, которая выдержит испытание временем». Добиться именно такого договора поручил Трамп, добавил Уиткофф.

Но судьба гражданской атомной промышленности – не единственное, обо что могут споткнуться американо-иранские переговоры, очередной раунд которых пройдет в Омане 19 апреля. Британские СМИ раскрыли, что Тегеран в случае заключения договора с Вашингтоном добивается права сохранить запасы высокообогащенного урана именно на своей территории, а не вывозить их в нейтральную страну. Как известно, вывоз усовершенствованного ядерного материала был одним из важных пунктов СВПД. 10 лет назад обязательства по хранению опасного урана взяла на себя РФ. Сейчас же иранские власти апеллируют к тому, что сохранение урановых запасов служит их гарантией в том случае, если сделка в очередной раз будет разорвана кем-либо из будущих американских лидеров.

По данным Axios, Трампу даже пришлось инициировать раунд внутриправительственных дискуссий по поводу того, с каких позиций нужно подходить к Ирану на следующей встрече в Омане. Вице-президент США Джей Ди Вэнс и Уиткофф разделяют мнение, что уступчивость и компромиссы могут привести к качественной ядерной сделке. В то же время госсекретарь США Марко Рубио и помощник Трампа по национальной безопасности Майкл Уолц смотрят на ситуацию по-другому и предлагают не отходить от максималистских требований на переговорах с Ираном. Как замечает Axios, сам Трамп посылает неоднозначные сигналы: он говорит, что хочет сделки, и призывает к дипломатии, но в то же время не списывает со счетов силовой сценарий.

«Противоречивые заявления Трампа и его спецпредставителя, а также их спекуляции вокруг красных линий Ирана свидетельствуют о неразберихе и непоследовательности внутри американской администрации. Продолжение этих заявлений сеет недоверие к США среди переговорщиков нашей страны, напоминая о выходе Вашингтона из СВПД», – констатировал в соцсети X секретарь Совета по определению политической целесообразности Ирана генерал Мохсен Резаи.

Арагчи прибудет в Москву уже 17 апреля, чтобы проинформировать Россию, одну из стран – участниц СВПД, о ходе переговорного процесса с США. Шеф иранской дипломатии сообщил, что вместе с тем планирует передать президенту России Владимиру Путину послание от верховного лидера Ирана Али Хаменеи. Его содержание шеф иранской дипломатии не раскрыл.

Напряженной пока выглядит ситуация в отношениях Ирана с европейскими участниками предыдущего ядерного соглашения. Как утверждает издание The Tehran Times, «евротройка» (ФРГ, Великобритания и Франция) в настоящий момент испытывает недовольство тем, что ее не включили в переговорный процесс, и поэтому якобы добивается приостановки диалога. Если иранское руководство и правда подозревает заговор со стороны европейцев, это может объяснять, почему второй раунд американо-иранских консультаций будет 19 апреля проводиться опять в Омане, а не в Италии, как предполагалось ранее. 


Читайте также


У Дели есть свой человек в Вашингтоне

У Дели есть свой человек в Вашингтоне

Владимир Скосырев

Вице-президент США посетит Индию с супругой

0
2754
Под хуситов подбирают калибр

Под хуситов подбирают калибр

Игорь Субботин

Вокруг наземной операции в Йемене наметился консенсус

0
2870
США уговаривают Европу согласиться на мир с Россией

США уговаривают Европу согласиться на мир с Россией

Геннадий Петров

0
3323
США и Европа на театре тарифных действий

США и Европа на театре тарифных действий

Капитулирует ли Брюссель перед Вашингтоном

0
2838

Другие новости