На фото бойцы 444-й бригады ливийской армии патрулируют улицы Триполи. Фото Reuters
Правительство национального единства (ПНЕ) Ливии, контролирующее западную часть страны, с трудом стабилизировало ситуацию в Триполи. Накануне город стал местом сведения счетов между лидерами различных вооруженных группировок, сражающихся на стороне ПНЕ. Триггером столкновений стало убийство главы Аппарата по поддержанию безопасности и стабильности при Президентском совете Абдель Гани аль-Кикли. Он был одним из наиболее влиятельных полевых командиров региона на западе Ливии и вполне мог конкурировать по влиянию с премьер-министром ПНЕ Абдель Хамидом Дбейбой.
В результате столкновений в Триполи погибли как минимум шесть человек, проинформировал центр неотложной медицинской помощи, базирующийся в ливийской столице. Они были убиты в районе Абу-Салим.
По данным арабских изданий, вооруженные столкновения начались именно там – после встречи лидеров вооруженных формирований, действующих в интересах ПНЕ, которая закончилась гибелью одного из самых влиятельных военных лидеров Триполи – Абделя Гани аль-Кикли. Он нередко вступал в споры с представителями правительства, базирующегося на западе страны, и, по распространенному предположению, мог составить конкуренцию Абдель Хамиду Дбейбе. Впрочем, в вероятность покушения на него мало кто верил. Сторонники аль-Кикли сочли, что тот погиб в Триполи в результате целенаправленной засады, которую устроили сторонники конкурирующих сил. В связи с этим они атаковали другие формирования, действующие на стороне ПНЕ. В авангарде противников аль-Кикли, согласно сообщениям ливийских СМИ, действовала 444-я военная бригада, которая в последние годы заметно конкурировала за военно-политическое влияние в Триполи с Аппаратом по поддержанию безопасности. В результате столкновений, которые длились несколько часов, штабы Аппарата по поддержанию безопасности были разгромлены.
Правительство в Триполи назвало произошедшее в столичном регионе операцией по стабилизации обстановки c целью восстановить баланс сил. А Дбейба в своем официальном заявлении охарактеризовал произошедшее как попытку укрепить государственный контроль над Триполи и лишить какой-либо законности вооруженные формирования, действующие самостоятельно. Разношерстные военизированные группировки являются военной опорой ПНЕ, однако между ними нет согласия: они конкурируют за власть и основные ресурсы. Люди аль-Кикли не были исключением.
Миссия ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) уже выступила с призывом стабилизировать ситуацию в Триполи. «Миссия ООН по поддержке в Ливии выражает серьезную обеспокоенность в связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности в Триполи, где в густонаселенных районах усиливаются ожесточенные бои, – говорится в заявлении, размещенном на страницах миссии в социальных сетях. – Миссия призывает все стороны немедленно прекратить столкновения и восстановить спокойствие». Отдельно МООНПЛ обратила внимание участников вооруженных столкновений на то, что «нападения на мирных жителей и гражданские объекты могут быть приравнены к военным преступлениям».
Не исключено, что убийство аль-Кикли ухудшит международное положение Триполи в контрасте с восточно-ливийским лагерем, с которым пытаются выстраивать отношения все заинтересованные международные игроки, в том числе Россия и США. В апреле корабль Военно-морских сил (ВМС) США впервые за 56 лет посетил порты Восточной Ливии с мирным визитом (см. «НГ» от 24.04.25), что стало важным сдвигом в положении Востока, контролируемого командующим Ливийской национальной армией (ЛНА) Халифой Хафтаром и его семьей. В Триполи же действует российское посольство. Как отмечали российские официальные лица, дипмиссию планируется открыть и на востоке бывшей Джамахирии. Однако пока вопрос буксует: вероятно, многое упирается в нежелание российских властей раздражать Триполитанию.
В соцсети X директор ливийского аналитического центра Институт Садека Анас аль-Гомати заявил, что последние события в Триполи означают «серьезную перестройку ландшафта в сфере безопасности». «Аппарат по поддержанию стабильности, возглавляемый аль-Кикли, контролировал критически важные южные точки доступа к столице и, по сути, считался самой мощной силой в Триполи, – пояснил эксперт. – Его устранение превращает Дбейбу в доминирующий источник власти в Западной Ливии. Тайминг особенно важен, потому что переговоры под эгидой США сконцентрированы на возможности формирования единого военного совета между соперничающими – восточными и западными – фракциями». По словам аналитика, эта политическая игра перетасовывает архитектуру безопасности Западной Ливии. «Некогда доминирующие силы специального назначения (RADA) теперь все больше изолированы, в то время как вооруженные группировки из городов Зинтан и Мисрата позиционируют себя как игроков, способных заполнить возникающий вакуум власти. Многие будут рассматривать это как возвращение Триполи к эпохе до 2014 года».