0
3406
Газета В мире Интернет-версия

19.06.2025 19:54:00

Трампу все-таки удается проявить себя в качестве успешного миротворца

Белый дом договорился об окончании войны Руанды и ДРК

Тэги: конфликт, руанда, конго, дрк, миротворчество, трамп, ценные ресурсы, месторождение минералов


конфликт, руанда, конго, дрк, миротворчество, трамп, ценные ресурсы, месторождение минералов Месторождения редкоземельных металлов у озера Киву пока еще находятся под контролем бойцов М23. Фото Reuters

Благодаря посредничеству администрации президента США и Катара есть надежда, что конфликт, уходящий корнями далеко в прошлое, будет урегулирован. План мирного договора между Руандой и Демократической Республикой Конго (ДРК) согласовован, и 27 июня должно состояться его официальное подписание. Это будет первая миротворческая победа Дональда Трампа на его втором президентском сроке. Кроме того, США смогут получить доступ к ценным ресурсам у озера Киву. Из-за них, собственно, и идет много лет война в ДРК, в которую в той или иной мере вовлечены все соседние с ней страны. Особенно Руанда.

Прямые руандийско-конголезские переговоры начались в Вашингтоне 14 июня. Обсуждался договор, разработанный Госдепартаментом на основе меморандумов, представленных Руандой и ДРК. 

Были опасения, что переговоры, как это уже бывало, сорвутся из-за неуступчивости сторон. ДРК, в частности, настаивала на выводе руандийских войск с территории страны и полном разрыве связей Руанды с группировкой «Движение 23 марта» (М23), позиционирующего себя как защитника этноса тутси. Руанда, в свою очередь, требовала, чтобы власти ДРК боролись с группировкой «Демократические силы освобождения Руанды». Она обосновалась на востоке Конго. Как считают руандийские власти, в нее входят представители этноса хуту, ответственные за геноцид тутси в Руанде в 1994 году.

Согласно сообщению Госдепартамента, текст договора согласован и 27 июня должен быть подписан на уровне министров в присутствии госсекретаря США Марко Рубио. Публиковать документ до этой даты стороны не планируют. Поэтому пока многое из того, о чем договорились, остается неясным. В сообщении Госдепартамента, в частности, отмечено, что Руанда и ДРК условились прекратить боевые действия, уважать территориальную целостность друг друга, разоружить и интегрировать в свои госструктуры вооруженные формирования, действующие в районе озера Киву. Договор также включает положение о создании механизма коллективной безопасности, которое фигурировало, еще когда переговоры шли при посредничестве Анголы. Это, пожалуй, самый загадочный пункт документа. Из тех сообщений, которые есть, непонятно, как он будет воплощен в жизнь.

Если договор подпишут и если его положения не останутся на бумаге, это будет первая миротворческая победа Трампа на его втором сроке. Все-таки обещания президента США урегулировать конфликты на Ближнем Востоке и в Европе не выполнены.

Сложно сказать, какое событие следует считать точкой отсчета нынешней войны на востоке ДРК, унесшей многие тысячи жизней, но, как и большинство африканских военных конфликтов, почти не освещаемой мировыми СМИ. Возможно, началом можно считать 2022 год, когда М23 стала усиливать свое влияние в богатом полезными ископаемыми и слабо контролируемом центральными властями районе озера Киву. А может быть, отсчет следует вести с так называемых конголезских войн – первой (1996–1997) и особенно второй (1998–2003), которую из-за большого количестве вовлеченных в нее стран континента иногда именуют Великой африканской.

Впрочем, с точки зрения властей Руанды, все эти войны – лишь эхо геноцида 1994 года. Причиной того, что страна вмешивается в дела ДРК, руандийский президент Поль Кагаме неизменно называет нежелание или неспособность официальных конголезских властей разоружить и предать суду всех хуту, причастных к резне, унесшей полтора миллиона жизней. Многочисленные противники Кагаме, в свою очередь, обвиняют его в планах если не восстановить средневековую империю тутси, располагавшуюся на современной территории нескольких восточноафриканских государств, то по крайней мере поживиться за счет баснословных природных богатств востока ДРК. В районе озера Киву, в краю вулканов, есть залежи золота, алмазов и, главное, богатейшие запасы редкоземельных металлов. А эксперты по региону нередко ищут предпосылки конфликта еще во временах колониализма и говорят о том, что простых и линейных объяснений здесь быть не может. На востоке ДРК налицо – комок социальных, этнических, политических и территориальных противоречий, породивших множество фракций, стремящихся реализовать свои интересы.

«Движение 23 марта» сейчас является одним из основных участников конфликта на востоке ДРК. Оно было создано бывшими членами партии «Национальный конгресс в защиту народа», куда вошли тутси – ветераны конголезских войн. Партия не смогла вписаться в легальную политику, полностью проиграв выборы 2011 года. Попытка тогдашнего президента ДРК Жозефа Кабилы ее фактически ликвидировать привела к тому, что повстанцы опять взялись за оружие. В 2013 году созданная ими М23 была разгромлена при участии внешних сил, главным образом соседей ДРК. Часть повстанцев смогла укрыться в Руанде, а четыре года назад группировка возродилась.

Сейчас М23 занимает часть территории провинций ДРК – Северное и Южное Киву и пользуется нескрываемой поддержкой Руанды. С точки зрения официальных конголезских властей, группировки как таковой не существует: якобы ее название – лишь прикрытие для регулярных руандийских войск. А международные организации винят в нарушении прав человека все стороны конфликта и отмечают, что больше всего повстанцы заинтересованы в собственном обогащении за счет продажи ресурсов региона, а также сборов с населения, которое проживает на подконтрольных М23 территориях.

Месторождения минералов, критически важных для производства электроники и различной техники, интересуют не только непосредственных участников конфликта, но и внешние силы. В этом году свои услуги посредника в переговорах предложила администрация Трампа, при этом не скрывая заинтересованности в получении доступа к природным ресурсам региона. Вашингтон беспокоили и укрепляющиеся экономические связи Руанды и Китая, основного экспортера редкоземельных металлов.

Ранее в роли посредника выступала Ангола, но после нескольких попыток стабилизировать ситуацию отказалась от этой роли. Катар также ушел на второй план в переговорном процессе. Значит, лавры миротворца вполне могут достаться только Трампу. 


Читайте также


Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Экономика РФ лишилась объективных индикаторов ее состояния

Михаил Сергеев

Предприятия объяснили, почему отказываются от инвестиционных проектов

0
1295
Доверие США и Израиля друг к другу разбивается об Иран

Доверие США и Израиля друг к другу разбивается об Иран

Игорь Субботин

Нетаньяху и Трамп не сошлись в подходах к Тегерану

0
1193
АСЕАН балансирует между США и Китаем

АСЕАН балансирует между США и Китаем

Владимир Скосырев

Тарифы Трампа вызвали смятение в блоке

0
1191
Пашинян объявил себя освободителем

Пашинян объявил себя освободителем

Игорь Селезнёв

Власти Армении оказали беспрецедентное давление на оппозицию

0
1597

Другие новости