0
3145
Газета В мире Интернет-версия

26.06.2025 20:01:00

Лондон и Канберра объединяют силы для противостояния Пекину

В Южно-Китайском море завершились первые австралийско-британские учения

Тэги: австралия.ю британия, учения, судоходство, юкм, китай


австралия.ю британия, учения, судоходство, юкм, китай Австралийский эсминец Sidney готовится противостоять амбициям КНР. Фото HSM-35 Courtesy Photo

Великобритания и Австралия наращивают военный потенциал в Индо-Тихоокеанском регионе (ИТР), намереваясь побороться за влияние в нем с Китаем. Прошли первые совместные австралийско-британские учения, направленные на обеспечение свободы судоходства в Южно-Китайском море. Здесь пересекаются интересы многих стран, в том числе КНР и ее соседей. Судя по всему, Великобритания и Австралия намерены укреплять двусторонние отношения, так как политика Вашингтона с возвращением на пост президента Дональда Трампа стала менее предсказуемой, а значит, полагаться на США в вопросах обеспечения безопасности трудно.

Британский эсминец Spey и австралийский эсминец Sydney отработали в Южно-Китайском море  мероприятия по обеспечению свободы судоходства вокруг островов Спратли (по китайски Наньша). 

Это, пожалуй, первый случай, когда страны самостоятельно организовали учения без вовлечения, например США. Американцы обычно выступают в роли активного участника таких учений, тем более когда речь заходит о спорных островах. Принадлежность архипелага Спратли (Наньша) оспаривают друг у друга Китай, Тайвань, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Бруней. Это одна из потенциально наиболее взрывоопасных точек в ИТР.

Великобритания и Австралия – не только бывшая метрополия и доминион, члены Содружества, объединяющего бывшие составляющие Британской империи. С 2021 года две страны еще и входят в военно-политический блок AUKUS. Кроме них в нем состоит и США. Проведение совместных операций свидетельствует о том, что деятельность AUKUS возможна не только в трехстороннем формате или в сотрудничестве с американцами. И, наконец, это признак обеспокоенности двух стран возросшей военно-морской мощью КНР.

Как сообщил Постоянный объединенный штаб (The Permanent Joint Headquarters, PJHQ) Великобритании, контролирующий все зарубежные военные операции страны, двусторонние учения направлены на противостояние «чрезмерным морским притязаниям» Китая, который претендует практически на всю территорию Южно-Китайского моря. О неизменности внешнеполитической стратегии, направленной на противодействие КНР, упомянул министр иностранных дел Великобритании Дэвид Лэмми. «Мы продолжим противодействовать опасной, дестабилизирующей деятельности Китая в Южно-Китайском море», – сказал он, выступая в Палате общин. Лэмми также заявил о намерении «удвоить ставку на AUKUS».

Действия Великобритании являются частью ее поворота в сторону ИТР, который наметился в 2020–2021 годах. После выхода из ЕС правительство страны начало искать способы сохранить влияние в мировой политике и торговле, центры которых смещаются в сторону Азии.

Для Австралии учения – это продолжение внешнеполитического курса премьер-министра Энтони Альбанезе, занимающего свой пост с 2022 года. Канберра сейчас балансирует между Китаем и США, с одной стороны показывая твердое намерение укреплять AUKUS и до известной степени противостоять КНР, с другой – стремясь наладить отношения с Пекином для стабилизации торговых связей.

Следует добавить, что в июле – начале августа состоится операция Talisman Sabre. Это крупные военные учения США и Австралии, которые проходят каждые два года. В 2025 году в них примет участие рекордное число приглашенных стран – 19 (Новая Зеландия, Великобритания, Канада, Индия, Франция, Германия и др.). Расширится и география учений. Ранее они проходили только вокруг Австралии, сейчас свою акваторию и территорию представит также Папуа – Новая Гвинея. Туда направятся эсминцы Spey и Sydney после остановки в Сингапуре. Собственно, их совместные учения и позиционируются как подготовка к Talisman Sabre.

Основательны ли претензии британцев и австралийцев на собственную роль в делах ИТР? Эксперты полагают, что пока их влияние незначительно. Заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН Дмитрий Мосяков в беседе с «НГ» заметил, что в настоящее время главный конфликт КНР в Южно-Китайском море разворачивается с Филиппинами, а отнюдь не с Австралией и Великобританией. «Страны Юго-Восточной Азии в условиях балансирования между США и Китаем всегда стремились найти третью надежную опору, к которой можно было бы обращаться, в том числе в делах, касающихся обороны. Однако Австралия таковой не является. Возможно, когда она все-таки получит атомные подводные лодки от США, научится и их строить, и ими управлять, тогда уже можно будет о чем-то говорить. Но это, конечно, призрачные перспективы. Что касается Великобритании, то она не обладает сейчас серьезными ресурсами, чтобы вмешиваться в дела региона», – сказал эксперт. 


Читайте также


Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Китайский автопром диктует свои правила российскому рынку

Анастасия Башкатова

Кризис продаж рикошетом ударит по другим критически значимым отраслям

0
4107
Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Урсула фон дер Ляйен возвращается из Китая с пустым чемоданом

Владимир Скосырев

Юбилейный саммит Китай–ЕС прошел без салюта

0
7279
НАТО берет на прицел Каспий и Зангезурский коридор

НАТО берет на прицел Каспий и Зангезурский коридор

Владимир Мухин

Там, где должны были стоять российские миротворцы, могут появиться американские ЧВК

0
3369
Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Противоречия между Вашингтоном и Пекином

Данила Моисеев

Мировая политика сквозь призму американских и российских интересов в Азии

0
547

Другие новости