0
491
Газета В мире Интернет-версия

03.07.2025 20:05:00

Новый президент Южной Кореи смотрит в сторону Москвы

Левоцентрист Ли Чжэ Мён пообещал улучшить отношения с Россией насколько возможно

Тэги: республтка корея, южная корея, ли чжэ мн, внешняя политика, прагматичная дипломатия, отношения с рф, северная корея


республтка корея, южная корея, ли чжэ мён, внешняя политика, прагматичная дипломатия, отношения с рф, северная корея На пресс-конференции в Голубом доме к Ли Чжэ Мёну было много вопросов, но не на все из них он дал исчерпывающие ответы. Фото Reuters

По случаю 30 дней с момента вступления в должность президент Республики Корея Ли Чжэ Мён провел пресс-конференцию. Выступая 3 июля в своей резиденции, Голубом доме, глава государства подчеркнул, что сосредоточится на укреплении экономики, повышении уровня жизни в стране, а также стабилизации положения на Корейском полуострове. Для РФ наиболее примечательно обещание Ли Чжэ Мёна улучшить отношения с Россией, как и с КНР. Для традиционного союзника США это смелое и труднореализуемое обещание.

Эта пресс-конференция – первая с момента вступления президента в должность. Она прояснила приоритетные цели новой администрации на международной арене и в стране, а точнее – соответствие этих целей предвыборным обещаниям. 

Глава государства подтвердил, что намерен уделить особое внимание решению экономических проблем, в том числе стабилизировать стремительно растущие цены на рынке недвижимости. Это в целом соответствует предвыборным обещаниям леволиберального президента, и это именно то, чего от него ждали избиратели. Меньше определенности было в отношении внешней политики нынешней администрации. Во время своей предвыборной кампании Ли Чжэ Мён предпочитал больше говорить о прагматизме в отношениях с другими странами, не вдаваясь в конкретику. И все же многие из его заявлений свидетельствовали о том, что и в этой сфере будут перемены.

О том, что с приходом левоцентриста на президентский пост политика Южной Кореи в отношении Северной Кореи претерпит значительные изменения, заговорили еще в начале июня, когда только стали известны результаты президентских выборов (см. «НГ» от 30.06.25). И действительно, в ходе выступления глава государства подтвердил намерение возобновить диалог с КНДР. Это разительно отличается от политики администрации прежнего президента, правоцентриста Юн Сок Ёля, который свернул любые формы сотрудничества с Севером.

Приоритеты президента подтверждаются уже принятыми решениями. Так, в прошлом месяце было остановлено вещание громкоговорителей на границе – способ воздействия на армию КНДР и приграничных жителей, практикующийся южнокорейскими военными. Решение было встречено ответными мерами с северокорейской стороны. КНДР тоже выключила свои громкоговорители. Кроме того, новый президент жестко пресекает пропагандистскую деятельность протестантских активистов, например отправку через границу листовок антикоммунистического содержания. Судя по всему, он намерен возродить политику «Солнечного тепла», предложенную Ким Дэ Чжуном (был президентом с 1998 по 2003 год), которая направлена на нормализацию отношений с КНДР. Ее также безуспешно пытался проводить следующий глава государства – Но Му Хён (его каденция была с 2003 по 2008 год).

На фоне стремлений восстановить диалог с Северной Кореей грядут перемены и для России. О намерении улучшить отношения с Пекином и Москвой в рамках «прагматичной дипломатии, ориентированной на национальные интересы» Ли Чжэ Мён заявил на пресс-конференции напрямую. Очевидно желание президента отойти от слепой ставки на США во всех вопросах, начиная от экономики и заканчивая безопасностью, как это было при его предшественнике.

Во времена прошлой администрации российско-южнокорейские отношения переживали период спада. Это было связано не только с конфликтом Москвы и Киева, где Южная Корея однозначно заняла украинскую сторону, но и с началом более тесного сотрудничества РФ и КНДР. Заключение в прошлом году российско-северокорейского Договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, со взаимными обязательствами прийти друг другу на помощь в ходе военного конфликта с третьей страной, Сеул не на шутку испугало. Там особенно опасались, что РФ передаст своему новому союзнику какие-либо военные технологии и вооружение.

Но и у РФ были претензии к Южной Корее. Сеулу нужно было согласовывать свой внешнеполитический курс с союзниками (в первую очередь с США), а значит, и присоединяться к антироссийским санкциям. Правда, даже правоцентрист и сторонник всемерного укрепления связей с Вашингтоном Юн Сок Ёль в поддержке Украины не пошел дальше отправки туда гуманитарной помощи. Прямых поставок южнокорейских снарядов администрация Джозефа Байдена от Сеула так и не добилась.

Ли Чжэ Мён не прояснил на своей пресс-конференции, в чем именно, по его мнению, должно выражаться улучшение отношений с РФ. Четко видны лишь признаки того, что российскому направлению новый президент уделит особое внимание. Одним из первых своих решений после вступления в должность Ли Чжэ Мён назначил директором Управления национальной безопасности, то есть своим главным внешнеполитическим советником, 70-летнего Ви Сон Рака, который с 2011 по 2015 год был послом в РФ. Сейчас южнокорейское государство в России представляет Ли Дохун. Однако скоро он покинет свой пост. Прием в посольстве по случаю завершения его дипломатической миссии назначен на 7 июля. Ли Дохун возглавлял дипмиссию менее двух лет. Это довольно небольшой срок. Известно, что Ли Дохун войдет в Совет национальной безопасности страны.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Константин Асмолов в беседе с «НГ» заметил, что в случае с Ли Чжэ Мёном нужно обращать внимание на конкретные действия, которые последуют за обещанием наладить отношения с РФ.

«Ли Чжэ Мён – изрядный популист. А когда мы имеем дело с политиками-популистами, мы в первую очередь обращаем внимание не на то, что они говорят, а на то, что они делают», – подчеркнул эксперт. По мнению Асмолова, стоит обратить внимание на динамику общественных настроений и дипломатические вопросы. «Нужно смотреть, прекратится ли антироссийская активность, которую проводят русскоязычные граждане Республики Корея. Судя по их профилям в социальных сетях, они являются ярыми сторонниками Демократической партии, председателем которой был Ли Чжэ Мён. Многое будет также зависеть от того, кто будет новым послом. Конечно, при новой власти они всегда меняются. Южнокорейскому представителю в России дали на сборы две недели. Теоретически это означает, что какая-то кандидатура уже есть. Если это какой-то госчиновник с опытом работы в РФ и репутацией русофила – это одно. Если у посла будет иная биография – это другое», – сказал он.  


Читайте также


Россия и новая Сирия: между базами, диалогом и потерей влияния

Россия и новая Сирия: между базами, диалогом и потерей влияния

Николай Сухов

Дамаск теперь не предоставляет Москве место за "столом будущего"

0
546
ФРГ ощутила потребность в ядерном щите

ФРГ ощутила потребность в ядерном щите

Олег Никифоров

С подачи ХДС  в Германии разгорается дискуссия о прямом доступе к атомному оружию

0
1353
Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Трамп пытается оставить Кима без бомбы

Владимир Скосырев

КНДР сохранит свой ядерный потенциал

0
1802
Эффект визового перевоспитания

Эффект визового перевоспитания

Ирина Акимушкина

Аннулирование разрешения на въезд в США становится основным внешнеполитическим оружием Вашингтона в Латинской Америке

0
1790

Другие новости