Вице-канцлеру Ларсу Клингбайлю и канцлеру Фридриху Мерцу пришлось задуматься о том, как уберечь от потрясений черно-красное правительство. Фото Reuters
В Берлине впервые после утверждения правительства состоялось заседание координационного комитета правящей коалиции. В нем приняли участие лидер Христианско-демократического союза (ХДС), канцлер Фридрих Мерц и сопредседатели Социал-демократической партии Германии (СДПГ) Ларс Клингбайль и Барбель Бас. Задача заседания – оценить стоящие перед коалицией проблемы и предложить адекватные ответы. Однако многие из них так и не были найдены.
Вступив в должность канцлера, Мерц настолько сосредоточился на вопросах внешней политики, что в Германии он практически отсутствовал. «У нас нет права на ошибку», – подчеркивал он, указывая на множество неотложных как внешних, так и внутренних вызовов, требующих оперативных решений.
Предполагалось, что новая черно-красная коалиция сосредоточится на реализации комплекса мер поддержки населения и бизнеса. Однако на встрече в Берлине было констатировано, что обещания избирателям по социально-экономическим вопросам коалиция выполнить пока не в состоянии из-за отсутствия в казне денег.
Больше всего споров вызвал вопрос о снижении тарифов на электроэнергию как для бизнеса, так и для рядовых потребителей. Сейчас киловатт-час электроэнергии стоит в среднем в Германии 26,88 евроцента. Точная цена определяется индивидуально и зависит от места проживания, количества потребляемой электроэнергии и выбранного тарифа. С учетом структуры генерируемой мощности цена может колебаться. Ведь в Германии 53% производимой электроэнергии приходится на возобновляемые источники, преимущественно на ветровые и солнечные электростанции. Поскольку в темное время суток и безветренную погоду запускаются газовые и угольные станции, цена кВт/ч меняется.
В Германии в среднем семья, в зависимости от количества человек и числа используемых электроприборов, потребляет в год от 1,5 до 4 тыс. кВт/ч. Доля налогов в тарифах за электроэнергию превышает 40%. Вот за счет снижения таких налогов правящая коалиция и планировала снижение тарифов.
Однако, как подсчитало федеральное Министерство финансов, для повсеместного снижения тарифов потребуется не менее 4,5 млрд евро. Таких денег в казне не оказалось. Поэтому было решено снизить тарифы на электроэнергию только для промышленных, аграрных и лесохозяйственных предприятий.
В числе других расходных статей, где выполнение предвыборных обещаний коалиции задерживается, – пенсионные и социальные выплаты. Речь идет о различных пособиях, и прежде всего выплатах по безработице. На сокращении этих статей настаивали представители ХДС, но социал-демократам все-таки удалось их отстоять.
Спор разгорелся относительно сроков введения так называемой материнской пенсии. Речь идет о зачете в пенсионную выслугу лет сроков ухода за детьми. Была предложена довольно сложная система, предусматривающая, например, добавку к выслуге лет по два года и восемь месяцев на детей, родившихся до 1992 года, и по три года – на детей, родившихся позднее. Плюс по 10 лет независимо от количества детей в семье, при условии ухода за ними до достижения 10-летнего возраста. Проблема упирается в то, что ввести в действие эту систему пенсионное ведомство готово только после 2028 года из-за сложности расчетов. Ведь распределением материнской пенсии должны быть охвачены все немецкие семьи.
Касаясь дискуссий на заседании комитета и достигнутых результатов, премьер-министр крупнейшей немецкой земли Северный Рейн – Вестфалия, христианский демократ Хендрик Вюст заявил в интервью Второму каналу телевидения ZDF, что германская экономика страдает от высоких тарифов на электроэнергию и принимать решения по данному вопросу необходимо не селективно, а в целом. Особенно снижение тарифов важно для торговли, среднего бизнеса, сферы услуг и семей с низким доходом. При этом он подверг критике чрезмерную бюрократию и сверхвысокий уровень налогов в стране.
Немецкие телеканалы приводят высказывания представителей различных слоев общества, которые говорят о потере доверия к черно-красной коалиции. А журнал Focus отмечает, что население чуть ли не бунтует против руководства ФРГ. Поиски виновных в нехватке финансовых средств и обвинения партнеров друг друга в невыполнении взятых обязательств начинают напоминать неразрешимые проблемы развалившейся «семафорной» коалиции.