Главы делегаций стран БРИКС приняли участие в официальной церемонии фотографирования. Фото Reuters
В Рио-де-Жанейро открылся саммит БРИКС. К этому объединению, куда первоначально входили Бразилия, Россия, Индия и Китай, впоследствии присоединились ЮАР, Египет, Иран, ОАЭ, Эфиопия, Индонезия. Вес группы в мировой экономике и ее политическое влияние на международной арене растут, несмотря на противодействие США, которые пригрозили санкциями, если объединение откажется от доллара во внешнеторговых расчетах в пользу собственной валюты. Но сплочению мешают и противоречия между такими ведущими членами БРИКС, как Китай и Индия.
В статусе страны-партнера в группу вошли Белоруссия, Боливия, Вьетнам, Казахстан, Куба, Малайзия, Таиланд, Уганда и Узбекистан. Саудовская Аравия тоже собиралась присоединиться, но, учитывая нажим со стороны Вашингтона, пока осталась в качестве приглашенного члена организации.
Россию представляет глава МИД Сергей Лавров. Президент Владимир Путин обратился к участникам саммита по видеосвязи. По его словам, страны БРИКС продолжают углублять взаимодействие по ключевым направлениям, обладают огромным политическим, экономическим и человеческим потенциалом.
«На страны БРИКС приходится не только треть площади земной суши и почти половина населения планеты, но и 40% мировой экономики, а совокупный ВВП по паритету покупательной способности «достигает уже 77 трлн – это по данным МВФ за 2025 год», – цитирует Путина ТАСС. По этому показателю БРИКС существенно превосходит «большую семерку», где объем ВВП составляет 57 трлн, обратил внимание президент.
Он заявил, что сформированная Западом либеральная модель глобализации изжила себя и перемещение деловой активности в развивающиеся страны запускает мощный рост экономик, в том числе в БРИКС.
Тем временем западные СМИ делают упор на том, как далеко объединение находится от реализации провозглашенной им цели стать силой, позволяющей развивающимся странам говорить на равных с Америкой и другими станами Запада. Так, агентство АР передает, что Бразилия, хозяйка саммита, хочет приглушить голоса критиков США и Израиля, чтобы не навлечь на себя гнев главы Белого дома. Поэтому она постарается сгладить страсти, когда речь пойдет о таких событиях, как атака Израиля на Иран, гуманитарный кризис в Газе и тарифы, наложенные на развивающиеся страны президентом США Дональдом Трампом.
Аналитики говорят, что расширение объединения, которое увеличилось вдвое по числу членов, может сыграть с ним злую шутку. Оно может помешать БРИКС стать новым полюсом влияния в мировых делах. Не желая обострять отношения с Трампом, президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва стремится на фоне того, что ключевые лидеры Китая и России Си Цзиньпин и Владимир Путин отсутствуют на встрече, поставить в центр дискуссий проблемы искусственного интеллекта и изменения климата.
Си участвовал во всех саммитах БРИКС начиная с 2012 года, то есть с того времени, когда он стал лидером КНР. На сей раз Китай в Рио представляет премьер-министр Ли Цян. Си недавно общался с Лулой в Пекине, где проходила встреча Китая с лидерами стран Латинской Америки. Возможно, Пекин решил понизить статус участия в саммите в свете того, что хозяева встречи хотят придать ее декларациям как можно более технический, а не политический характер.
Что касается главы Российского государства, то его отсутствие на саммите, как следует из заявлений российских официальных лиц, вызвано тем, что Бразилия не отвергла ясно и недвусмысленно противозаконный вердикт Международного уголовного суда в Нидерландах об аресте Путина.
Профессор Оливер Стуэнкел из фонда Getulio Vargas и университета в Бразилии, говорит, что, поскольку Бразилия не хочет придавать дискуссиям острый политический окрас, финальная декларация на тему о кризисе в Украине и на Ближнем Востоке будет беззубой. Причем, продолжает профессор, отсутствие Си и Путина сыграет на руку Луле да Силве. Это облегчит решение задачи сделать финальные документы менее конкретными.
Бразильский чиновник на условиях анонимности сообщил агентству АР, что в итоге саммита будут приняты три заявления и одна декларация. «Все они будут меньше привязаны к нынешней геополитической ситуации», – пояснил чиновник. Алфредо Негре, профессор католического университета в Бразилии, пояснил, что отсутствие президента Египта на встрече и неясность с представительством Саудовской Аравии еще более осложняют для БРИКС превращение в силу, альтеренативную Западу.
Это факторы важные. Но еще большее препятствие тому, чтобы БРИКС заговорил единым голосом, представляют обострившиеся отношения между Китаем и Индией. Индийское военное командование заявило, что в ходе недавнего военного конфликта между Дели и Исламабадом Китай предоставлял Пакистану оружие и разведывательные сведения.