0
379
Газета В мире Интернет-версия

09.07.2025 19:33:00

Южная Корея вернула северокорейских граждан в КНДР

Новый глава государства сделал жест примирения в отношении Пхеньяна

Тэги: южная корея, президент, внешняя политика, межкорейский диалог, восстановление, кндр


южная корея, президент, внешняя политика, межкорейский диалог, восстановление, кндр Непреодолимой преградой для северокорейских перебежчиков может оказаться Береговая охрана Южной Кореи. Фото с сайта www.kcg.go.kr

Утром 9 июля шестеро северокорейцев были возвращены на родину. Несколько месяцев назад их нашли на рыбацких лодках, дрейфующих в сторону Южной Кореи. Это первый с 2019 года случай, когда страна передала северокорейских граждан Пхеньяну. Видимо, действия южнокорейского правительства направлены на улучшение отношений с КНДР и являются одним из шагов на пути восстановления межкорейского диалога. Президент Южной Кореи Ли Чжэ Мён, занявший свой пост в июне, собирается вести политику «солнечного тепла» в отношении северного соседа.

Все шесть человек прибыли в Южную Корею в этом году. Военные обнаружили небольшую деревянную лодку с четырьмя жителями КНДР 27 мая. Она дрейфовала в Японском море, попав в территориальные воды Южной Кореи. 

До этого, в марте, силы южнокорейской Береговой охраны нашли двух других северокорейцев. Это было в Желтом море, и они тоже были в рыбацкой лодке.

О планах вернуть северокорейцев домой заявило Министерство объединения Республики Корея, которое ответственно за разработку политики в отношении КНДР, и в частности за координирование вопросов, связанных с перебежчиками с Севера. Этому решению дано обоснование: спасенные рыбаки сказали, что границу пересекли случайно, оставаться в Южной Корее не хотят и изъявили желание вернуться на родину.

Вернуть их обратно оказалось не таким простым делом. В 2023 году Пхеньян прервал все межгосударственные контакты с Югом. Поэтому просьбу забрать северокорейцев пришлось передавать через Командование ООН – многонациональные военные силы под руководством США, дислоцированные в Южной Корее со времен Корейской войны. Несмотря на то что ответа так и не последовало, патрульный катер КНДР все-таки прибыл к установленному южанами месту передачи северокорейских рыбаков.

Между тем южнокорейские правозащитники критикуют Ли Чжэ Мёна. Они настаивали, чтобы к делу были подключены представители международных организаций (той же ООН) или хотя бы какое-нибудь находящееся вдалеке от Кореи государство, например Швеция. Эта нейтральная третья сторона должна была удостовериться, что рыбаки действительно хотят вернуться в КНДР. Правозащитники указали на случай 2019 года, когда двое рыбаков из Северной Кореи против своей воли были переданы северокорейским властям. В Южной Корее не захотели их принять, потому что они признались в убийстве нескольких членов экипажа якобы из-за того, что те являлись агентами северокорейской спецслужбы.

Стоит сказать, что все еще существующий стереотип, будто современная КНДР находится за непроницаемым железным занавесом, в корне неверен. За четверть века Северную Корею нелегально покинули тысячи человек. Но подавляющее большинство из них бегут на северо-восток Китая, в Маньчжурию, где, кстати, существует большая община местных корейцев. Эти перебежчики в основном жители приграничных районов, получившие только школьное образование, часто женщины. Бегут они не от режима, а от бедности. Перебираясь через северную границу, эти люди, как правило, остаются в Китае и занимаются неквалифицированным и низкооплачиваемым трудом. Там они часто становятся жертвами торговцев людьми, попадают в преступные сети или вовлекаются в проституцию. При этом многие рассчитывают вернуться домой к семьям. Учитывая эти факторы, для китайских властей более чем естественно воспринимать их как нелегальных мигрантов и иногда депортировать в КНДР.

С точки зрения южнокорейских законов все северокорейцы считаются полноправными гражданами Южной Кореи. На Севере, видимо, это многим известно. Однако в Южную Корею стремятся очень немногие северокорейцы, прекрасно понимая, что это и сложно, и опасно. Кроме того, их там не особенно ждут. Достаточно сказать, что посольство Южной Кореи в Пекине соглашается переправлять в страну только тех северокорейцев, кто покинул КНДР легально.

Наибольшие споры вызывает вопрос о том, что происходит с возвращенными в Северную Корею гражданами страны. Многие правозащитные организации утверждают, что депортированных репрессируют и подвергают пыткам. Соответственно, согласно Конвенции о правах беженцев, высылать их туда нельзя, этот документ запрещает государствам – членам ООН отправлять людей в страны или места, где они могут подвергнуться любому виду бесчеловечного обращения. Но поскольку эти организации основывают свои заявления на сведениях, полученных от северокорейских беженцев, заинтересованных в том, чтобы не возвращаться домой, а также от сетей «тайных информаторов», действующих на территории КНДР, доподлинно неизвестно, что становится с теми, кого возвращают пхеньянскому правительству.

Что касается тех северокорейцев, кто все же стремится в Южную Корею, для них есть два основных маршрута: через Китай в Монголию или через Китай в страны Юго-Восточной Азии. Первый путь более короткий, но тяжелый, так как необходимо перейти пустыню Гоби. В то же время монгольское правительство, как правило, помогает перебежчикам и позволяет им отправиться в другую страну. Правда, Улан-Батор в стремлении поддержать хорошие отношения с Пхеньяном в 2023 году задержал четверых северокорейцев. Тех же, кто напрямую пересекает границу между Севером и Югом, единицы. Не ясно, относятся ли к их числу переданные рыбаки.

Сам акт передачи невольных перебежчиков, состоявшийся 9 июля, можно поставить в ряд мер нового южнокорейского президента Ли Чжэ Мёна, направленных на нормализацию отношений с КНДР. Несмотря на то что глава государства был избран всего месяц назад, уже было остановлено пропагандистское вещание громкоговорителей на границе. Также президент пресекает действия активистов, отправляющих листовки антикоммунистического содержания, а также флешки с материалами поп-культуры (фильмами, музыкой и др.) в Северную Корею.  


Читайте также


Новый президент Южной Кореи смотрит в сторону Москвы

Новый президент Южной Кореи смотрит в сторону Москвы

Надежда Мельникова

Левоцентрист Ли Чжэ Мён пообещал улучшить отношения с Россией насколько возможно

0
3114
Алиев показал Мирзиёеву обновленный Карабах

Алиев показал Мирзиёеву обновленный Карабах

Виктория Панфилова

Тюркские государства расширяют сотрудничество

0
3452
Россия и новая Сирия: между базами, диалогом и потерей влияния

Россия и новая Сирия: между базами, диалогом и потерей влияния

Николай Сухов

Дамаск теперь не предоставляет Москве место за "столом будущего"

0
3345
ФРГ ощутила потребность в ядерном щите

ФРГ ощутила потребность в ядерном щите

Олег Никифоров

С подачи ХДС  в Германии разгорается дискуссия о прямом доступе к атомному оружию

0
1605

Другие новости