0
348
Газета В мире Интернет-версия

21.09.2025 19:23:00

США намерены вернуться на базу Баграм под Кабулом

Трамп признал, что американцы ведут переговоры с талибами

Тэги: афганистан, талибан, сша, трамп, военная база, баграм, политика, международные отношения


афганистан, талибан, сша, трамп, военная база, баграм, политика, международные отношения На бывшей американской базе Баграм уже четыре года как обосновались талибы, и уходить оттуда они не собираются. Фото Reuters

Президент США Дональд Трамп опять удивил наблюдателей. Он потребовал, чтобы Афганистан вернул Америке военно-воздушную базу Баграм близ столицы страны, Кабула. А если Афганистан не пойдет навстречу, предупредил американский президент, это будет иметь последствия. В ответ Кабул, где у власти находятся талибы, порекомендовал США принять «политику реализма и рациональности». Иными словами, возвращать американцам базу «Талибан» не собирается. 

Официальный Кабул напомнил, что в соответствии с соглашением в Дохе, на основании которого американские войска ушли из страны, Соединенные Штаты обязались «не применять силу и не угрожать территориальной целостности или политической независимости Афганистана, а также не вмешиваться во внутренние дела страны». 

Поэтому необходимо, чтобы США «оставались верны своим обязательствам», говорится в заявлении правительства Афганистана.

Эта военная база имеет особое значение в истории страны. Пока шла война, в обширном стратегическом комплексе Баграм содержались арестованные афганцы. Их держали под арестом без суда. Некоторые подвергались пыткам. «Талибан» вернул базу под свой контроль в 2021 году, когда пало правительство Ашрафа Гани и американцы без боя оставили города страны. Поэтому отдавать Баграм талибы особенно не хотят: для них это символ их победы.

Трамп неоднократно критиковал своего предшественника Джозефа Байдена за то, как он провел операцию по выводу американских войск из Афганистана. Он также высказывал беспокойство тем, что в этой стране растет влияние Китая. На вопрос репортера, пошлет ли Вашингтон войска, чтобы вернуть базу, президент ответил, что не станет об этом говорить, пояснив, впрочем, что США находятся в контакте с афганскими властями.

The Washington Post в своем комментарии отмечает, что Трамп придал новое измерение проблеме: он сказал, что пытается получить базу обратно, так как афганцы «хотят некоторых вещей от нас». И далее цитируется еще одно многозначительное замечание Трампа: «База находится на расстоянии всего одного часа от того места, где китайцы делают ядерное оружие».

Из этих слов нельзя было сделать ясный вывод о том, как далеко продвинулись участники переговоров, о которых упоминал Трамп. Правительство «Талибана» сослалось на свои прежние многократные заверения, что в Афганистане никогда больше не будет американских военных. Но сам факт, что такие переговоры проходят, говорит о том, что ряд стран, официально отказывающихся признавать новые афганские власти, все больше рассматривают «Талибан» как такого партнера, с которым так или иначе придется иметь дело.

«К «Талибану» относятся как к правителю Афганистана, даже несмотря на то что формально его большинство государств не признали», – заявил по этому поводу Айзаз Чаудхури, бывший министр иностранных дел Пакистана.

Каждая страна руководствуется своими мотивами при выработке курса на афганском направлении. Так, для Евросоюза главное в том, что там растут антииммигрантские настроения, растет популярность ультраправых партий и, как следствие, все громче раздаются призывы к депортации нелегальных афганских мигрантов. Но чтобы наладить каналы высылки в Афганистан требуется согласие «Талибана». Многие страны, в число которых входят и США, с талибами сближает общий враг – радикальные джихадистские группировки, действующие в пограничье Афганистана и Пакистана. А для соседей Афганистана он важен как торговый партнер и транзитная страна.

«Нарождающиеся внешние связи – это важная стратегическая победа для талибов», – говорит Майкл Кугельман, старший сотрудник фонда Asia Pacific Foundation в Канаде. Тем не менее «Талибан» с трудом выходит из изоляции. Некоторые его руководители ищут более широких контактов с внешним миром, но приверженцы жесткой линии устанавливают драконовские ограничения прав женщин и прав человека. Это мешает расширению контактов между западными странами и Афганистаном. К тому же продолжает действовать режим санкций, введенный ООН. Из-за этого министр иностранных дел Афганистана Амир Муттаки не смог недавно посетить Пакистан и Индию.

Китай заинтересован в контактах с Афганистаном, но пока не решается делать серьезных инвестиций в эту страну. Правда, он выступил дипломатическим посредником на переговорах между Афганистаном и Пакистаном. Пока только Россия признала официально власть талибов. Прибавится ли к их числу США? Без этого возвращение Баграма вряд ли возможно, если, разумеется, американский президент не решил вторгнуться в Афганистан вновь. Без ответа на этот вопрос предложение Трампа о возврате базы выглядит абсурдным.

«Американцы войну проиграли. А теперь говорят: дайте нам базу. Это все равно, как если бы они у Вьетнама требовали базу. Кто же им даст? Ведь американцы войну проиграли», – отметил в беседе с «НГ» научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин.



Читайте также


Зюганов оказывается в оппозиции Кириенко, а не Путину

Зюганов оказывается в оппозиции Кириенко, а не Путину

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партийные аналитики по-своему толкуют высказывания лидера КПРФ

0
397
Милей ищет спасения у Трампа

Милей ищет спасения у Трампа

Надежда Мельникова

В преддверии выборов президент Аргентины уповает на помощь Белого дома

0
339
Немцы смирились с неизбежностью урезания социальных расходов

Немцы смирились с неизбежностью урезания социальных расходов

Олег Никифоров

Бюджет с ростом трат на оборону население Германии одобрило

0
546
Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Иран возвращается к состоянию осажденной крепости

Игорь Субботин

Тегеран ищет ответ на восстановление санкций Совбеза ООН, существовавших до ядерной сделки

0
390

Другие новости