Столкновения протестующих с полицией на улицах Портленда подчас напоминают кадры из голливудских боевиков. Фото Reuters
Президент Дональд Трамп вступил в противостояние с одним из столпов системы сдержек и противовесов, на которой покоится демократия США, – судебной ветвью власти. Федеральный суд признал противоречащим Конституции ввод войск в Портленд, штат Орегон. Однако от намерения навести порядок в американских городах с помощью военных Трамп не отказался. Подразделения Национальной гвардии прибыли в Орегон, а в ближайшие дни они появятся и на улицах Чикаго.
Сторонники республиканцев и Трампа – в печали. Федеральный судья Карин Иммергут на 30-минутных слушаниях запретила президенту США направлять подразделения Национальной гвардии Калифорнии в Портленд.
С соответствующим иском в суд обратились и городские, и калифорнийские власти. Штат и город в Орегоне объединяет то, что ими руководят демократы.
Губернатор Калифорнии Гэвин Ньюсом заявлял, что распоряжаться без его санкции калифорнийской Нацгвардией никто не имеет права, в том числе президент. Губернатор ссылался на 10-ю поправку Конституции. Она гласит, что полномочия, не делегированные федеральным властям, остаются в ведении властей штатов. Право президента использовать Нацгвардию по своему усмотрению, ни с кем не советуясь и ни перед кем не отчитываясь, ни в одном документе не прописано, а следовательно, он действует незаконно, утверждал Ньюсом. Суд с его логикой согласился. Ссылка на 10-ю поправку в решении Иммергут действительно есть. Кроме того, она согласилась с позицией властей Портленда, утверждающих, что ситуация в городе не настолько плохая, чтобы туда нужно было вводить войска.
С последним утверждением симпатизирующие республиканцам СМИ особенно яростно спорят. Телеканал Fox News тиражирует слова директора портлендского отделения Иммиграционной и таможенной полиции (ICE) Камиллы Уолмсли о том, что ее подчиненным вот уже 100 дней не дают покоя протестующие. Они буянят у здания ICE, нападают на миграционных полицейских, а портлендская полиция ничего не может или не хочет делать. Кадры с весьма колоритно выглядящими манифестантами, многие из которых относятся к ультралевым группам, и их стычки с полицией телеканал показывает из города регулярно. Начальник полиции Портленда Боб Дэй настаивает, что, хоть его подчиненным и приходится время от времени применять слезоточивый газ, ничего чрезвычайного, требующего ввода Нацгвардии, в городе не происходит. Протесты и столкновения, по его словам, происходят всего в одном районе, и справиться с ними местным стражам порядка под силу. В федеральных органах исполнительной власти считают иначе.
Решение судьи Иммергут было принято и оглашено в субботу, а уже на следующий день, 5 октября, выяснилось, что оно не выполняется. Около сотни нацгвардейцев Калифорнии уже введены в Портленд. Губернатор Орегона Тина Котек обвинила Трампа в намеренном нарушении Конституции и игнорировании решения суда. Что за этим последует – не ясно. Трамп определенно не считает, что он что-либо нарушил. По этой причине он распорядился на предстоящей неделе направить Национальную гвардию в Чикаго. Вввод войск туда президент анонсировал давно. Теперь же его решимость навести порядок в Чикаго с помощью военных еще более окрепла. В городе, так же как в Орегоне, проводятся рейды ICE (протесты в Портленде связаны именно с этим). Во время одного из рейдов погибла женщина. Она, утверждают агенты Министерства внутренней безопасности, умышленно попыталась их сбить своей машиной, и им пришлось открыть огонь на поражение.
Когда именно в Чикаго войдут подразделения Национальной гвардии и из какого штата они будут, остается непонятным. В Вашингтоне, куда тоже вводились войска, Трамп предпочел задействовать нацгвардейцев из республиканских штатов. Орегон – первый случай, когда президент использовал подразделения из оплота демократов, Калифорнии.
В любом случае, Белому дому предстоит отбиваться от новых исков. В судебных баталиях будет решаться более важный вопрос, чем законность или незаконность применения армии внутри тех или иных американских штатов. Президент и его оппоненты собираются выяснить раз и навсегда, кому в большей степени подчиняется Нацгвардия, местным или федеральным властям. От этого будет зависеть то, насколько активно их сможет использовать Трамп, видимо, искренне считающий, что только люди в военной форме могут навести порядок на улицах американских городов.