Фото Reuters
Канцлер Германии Фридрих Мерц выступил против поставленной в ЕС цели, касающейся постепенного вывода из обращения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035 году. Об этом он заявил на прошедшей в конце минувшей недели в ведомстве федерального канцлера так называемой «автомобильной встрече в верхах».
На этом мероприятии решался вопрос о том, должны ли все новые автомобили, допущенные к эксплуатации в Германии, иметь нулевой выброс парниковых газов с 2035 года. Другими словами, выполнит ли страна решение Комиссии ЕС, имеющееся на этот счет. Не секрет, что «Зеленые» в предыдущем «семафорном» правительстве ФРГ настаивали на внедрении этого решения уже с 2030 года. В практическом плане это означало бы прекращение выпуска автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем и полный переход на электромобили.
Вопрос состоял в том, готова ли автомобильная промышленность страны и сопутствующие отрасли, прежде всего энергетика, к такому переходу.
Да и потребитель в этой дилемме играет не последнюю роль. Ведь сам по себе электромобиль почти в два раза дороже машины с традиционным двигателем внутреннего сгорания. Правда, правительство выплачивает покупателям электромобилей премии, что несколько удешевляет покупку. Но даже при предыдущем правительстве вводились ограничения по выплате такой премии. В условиях нынешнего уже хронического дефицита бюджета этот вопрос встает с новой остротой.
Другая составляющая – стоимость зарядки аккумулятора электромобиля. Она пока еще выше стоимости такого же количества бензина на определенный отрезок пробега. Это связано со сложившейся структурой энергомощностей в Германии после 2022 года.
Диверсия на газопроводах «Северный поток – 1 и 2» отрезала Германию от дешевых российских энергоносителей. И сейчас в немецкой энергоструктуре преобладают возобновляемые источники энергии, главным образом ветровые парки в Северном море. Но при этом практически отсутствуют накопители произведенной ветрогенератором электроэнергии, а линии магистральных ЛЭП в глубь страны развиты слабо. В итоге ветровые парки работают неэффективно.
Из атомной энергетики Германия вышла еще при канцлере Ангеле Меркель, и АЭС отключены от сети. Немцев в свое время напугала авария на японской АЭС «Фукуcима».
Остающиеся тепловые электростанции на природном газе и угле производят достаточно дорогую электроэнергию. В итоге Германия уже фактически превратилась в нетто-импортера электроэнергии, прежде всего из Франции.
По своим характеристикам электромобили пока уступают автомобилям с двигателем внутреннего сгорания. Это связано с пробегом на одной зарядке. Только у самых дорогих моделей этот показатель достигает 600 км. К тому же сеть электрозаправок пока развита слабее, чем сеть бензозаправок.
По данным немецкого портала STATISTA, один КВт-час в Германии стоит сейчас от 25 до 29 евроцентов. Встает вопрос, кто на самом деле выигрывает от запрета двигателя внутреннего сгорания в ФРГ.
Ответ на него дала прошедшая в Мюнхене в сентябре традиционная автомобильная международная выставка. Она проводилась под лозунгом «Мобильность и устойчивое развитие», а главной темой был электромобиль. Это обстоятельство и определило тот факт, что на выставке доминировали китайские производители.
Ситуация на ней полностью отражала положение на немецком авторынке. Там также доминируют в продажах более дешевые китайские автомобили, главным образом электромобили. Это объясняется рядом причин, и прежде всего более низкой себестоимостью китайских автомобилей.
Одна из главных составляющих в цене электромобиля – стоимость аккумулятора. Применяемые сегодня литиевые аккумуляторы на международном рынке стоят дорого из-за применяемых при их создании редкоземельных металлов. Не случайно Германия активно искала поставщиков лития для своих аккумуляторных заводов. Но Китай, располагающий запасами этого металла, уже принял решение об ограничении его поставок за рубеж с ноября с.г. Такой шаг Пекина ставит немецких автопроизводителей в неравное положение с иностранными изготовителями транспортных средств даже на внутреннем рынке.
К этому необходимо добавить, что, потеряв российский авторынок вследствие санкций, немецкие автопроизводители столкнулись и с трудностями на своем главном на сегодня внешнем рынке – в США. Американцы при президенте Дональде Трампе стали вводить заградительные пошлины на товары ЕС. Германскую экономику в этом плане затронули пошлины на автомобили и фармацевтику. Несмотря на соглашение по пошлинам, достигнутое летом этого года с главой Комиссии ЕС Урсулой фон дер Ляйен, США с ноября вводят новые тарифы на средне- и крупнотоннажные грузовики.
Автопромышленность, на которую приходится четверть ВВП ФРГ, является одним из столпов экономики страны. Не случайно в ходе автовыставки премьер-министр Баварии Маркус Зёдер выступил с рядом тезисов в защиту двигателя внутреннего сгорания. Инициатива Зёдера скорее всего объясняется наличием на баварской земле такого автогиганта, как BMW. Зёдер предложил программу, смысл которой сводится к отказу от тотальной замены автомобиля с двигателем внутреннего сгорания на электромобиль.
На встрече с представителями автомобильной промышленности Мерц выступил с идеей отсрочки планов по внедрению безэмиссионных автомобилей вместо традиционных бензиновых. Тем самым он высказался против планов руководства ЕС по допуску с 2035 года к эксплуатации только новых автомобилей с нулевой эмиссией. Как считает канцлер, использование синтетического топлива и систем контроля выбросов продлевают жизнь двигателю внутреннего сгорания. Он намерен в Брюсселе защищать достигнутые на встрече с менеджерами автомобильной промышленности договоренности.