0
188
Газета В мире Интернет-версия

12.10.2025 20:12:00

Москвичам показали «Дух корейской нации» и «Кровожадных американских извергов»

Прошедшая в столице выставка современного искусства КНДР дает повод задуматься о прошлом и настоящем нашей страны

Тэги: северная корея, кндр, выставка, живопись

Online версия

северная корея, кндр, выставка, живопись Фото Дмитрия Белицкого / Агентство «Москва»

Нечасто бывает, чтобы художественная выставка проходила по разряду больше политических, чем культурных событий. А уж внешнеполитических – так вовсе почти никогда. Прошедшая на минувшей неделе во Всероссийском музее декоративного искусства художественная выставка КНДР «Страна великого народа» относится к числу этих немногих исключений.

Еще совсем недавно северокорейское искусство относилось к числу, скажем так, зрелищ на любителя. Тот, кто родом из перестройки и ранних 90-х, смутно мог припомнить журнал «Корея» (говорят, среди его преданных читателей был актер Зиновий Гердт), если не по его текстам, то по песне Егора Летова: «Я купил журнал «Корея» – там тоже хорошо». Или по другой, менее известной «Песне о китайском народном добровольце» этого музыканта, написанной о Корейской войне на стихи северокорейского поэта: «К нам он шел, тот китаец молодой, шел наш брат, чтоб в сраженье нам помочь. Чтоб помочь нам справиться с бедой – гнать американцев прочь».

Теперь времена изменились. Интерес к северокорейским реалиям ныне не для рокера-нонконформиста и хихикающего либерала. Все серьезно. Северная Корея – союзник России, единственная страна, которая прямо и официально поддержала позицию РФ и словом, и делом, послав своих солдат отбивать Курскую область.

1041682.jpg
Фото Дмитрия Белицкого  / Агентство «Москва»
Об этой странице истории российско-северокорейских отношений, уже, видимо, вписанной в идеологический канон КНДР, экспозиция выставки «Страна великого народа» напоминает просто и бесхитростно. В центре – коридор, где по правую руку висят картины, посвященные северокорейским солдатам в Курской области. По левую – Корейской войне 1950–1953 годов, центральному событию северокорейской истории. Вот картина «В одном окопе». Бумага, тушь. Улыбающиеся северокорейские солдаты и солдаты Российской армии вместе с флагами РФ и КНДР. Вот еще картина – «За освобождение Курской области». Суровые бойцы КНДР, стреляя из автоматов, продвигаются вперед, за бронетехникой. Впереди в пыли лежит нечто, напоминающее украинский флаг. Впрочем, контекст происходящего в Северной Корее, видимо, осознали, поэтому тему врага не педалируют. Иное дело – картины о Корейской войне.

«Кровожадные американские изверги» – так называется картина художника Ли Гён Ира. На ней – маленькая девочка в трогательной матроске в слезах тянется к скрипке. А над девочкой замахнул топор злобно ухмыляющийся солдат с нашивкой US. Army на форме и перстнями на толстых руках. На картине «Не забудь злодеяния американских империалистов» тоже ребенок – плачет средь пожарищ над телом убитой мамы.

1041751.jpg
Фото Дмитрия Белицкого  / Агентство «Москва»
Детей на картинах выставки вообще много, больше, чем бравых северокорейских солдат. Дети неизменно присутствуют во многочисленных сюжетах о счастливой современной жизни в КНДР. Они улыбаются. На этих картинах все улыбаются, что бы ни делали: работали в поле или заготавливали корейское национальное блюдо кимчхи. Одно из немногих исключений – преклонных лет ветеран, вместе с внуком салютующий у памятника героям Корейской войны. Ну и, может быть, юноша и девушка, поражающие невидимого врага ударами тхеквондо (картина «Дух корейской нации»).

Напрашивается, конечно, сравнение этого северокорейского стиля с советским соцреализмом, особенно в его сталинском изводе. Похожи даже сюжеты, разве что природа другая и вместо проспектов Ленинграда и советских индустриальных центров – улицы Пхеньяна и прочих северокорейских городов. Но есть сюжет, который с советским наследием не стыкуется никак. Ракеты. Пуск ракеты. Ракета на параде. Ракета, красиво взлетающая в предрассветной тиши. Ракета, взлетающая на фоне отходящего поезда с паровозом. Даже ракета в газете, которую бабушка показывает своему внуку. Чувствуется, что ценят в Северной Корее свою ракетно-ядерную программу. Куда больше, чем свои ракеты любили в СССР.

И еще наблюдение: на выставке было многолюдно. Не тысячи человек, конечно, но не столько, сколько я рассчитывал увидеть. Северокорейский, видимо, охранник, отказывающийся фотографироваться, говорил уходящим посетителям на ломаном русском: «Приходите еще». И они часто отвечали: «Придем».


Читайте также


ВЫСТАВКА  "Линия Гиляровского"

ВЫСТАВКА "Линия Гиляровского"

0
1220
ВЫСТАВКА "Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII – начала XIX века"

ВЫСТАВКА "Магия блеска. Стразы и граненая сталь XVIII – начала XIX века"

0
1156
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин указал, что непрерывное продвижение китаизации религий – ключ к достижению религиозной гармонии

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин указал, что непрерывное продвижение китаизации религий – ключ к достижению религиозной гармонии

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.10.25

0
2978
В Пушкинском музее идет выставка об искусствоведе Марине Бессоновой

В Пушкинском музее идет выставка об искусствоведе Марине Бессоновой

Дарья Курдюкова

Мотор процесса

0
1611

Другие новости