0
290
Газета В мире Интернет-версия

21.10.2025 19:44:00

Президенты Колумбии и США испытывают терпение друг друга

Борьба Трампа с наркотрафиком в Карибском море привела к ссоре со старым союзником

Тэги: трамп, борьба с наркотрафиком, колумбия, президент густаво петро, национальный суверенитет

Online-версия

трамп, борьба с наркотрафиком, колумбия, президент густаво петро, национальный суверенитет Лидер Колумбии Густаво Петро оказался в затруднительном положении, пытаясь отстоять суверенитет и не потерять финансовую помощь американцев. Фото Reuters

Министерство иностранных дел Колумбии во вторник, 21 октября, объявило, что планируется проведение двусторонних встреч, которые помогут урегулировать кризис в отношениях с США. За день до этого колумбийский президент Густаво Петро распорядился отозвать посла своей страны из Вашингтона. Этим решением он отреагировал на обвинения и угрозы Дональда Трампа в адрес Колумбии и ее лидера. Так две страны – давних союзника – оказались на грани серьезного конфликта. И со стороны США, и со стороны Колумбии наблюдается стремление уладить ссору. Но решить все обнаружившиеся вдруг противоречия между ними может оказаться сложной задачей.

Поводом к конфликту послужил обстрел 16 октября американскими военными колумбийского рыболовецкого судна в Карибском море. Флот США находится там в рамках объявленной Трампом борьбы с наркотрафиком из Латинской Америки. Петро обвинил США в том, что в ходе этой операции был убит колумбийский рыбак, который наркоторговцем не был. Возмущение колумбийского президента в Вашингтоне проигнорировали. В эти выходные в результате другого американского удара было уничтожено судно, которое, по словам Петро, принадлежало «скромной семье». В ответ на обвинения колумбийских властей Трамп пригрозил прекратить помощь правительству латиноамериканской страны в ее борьбе с наркокартелями и добавил, что сам колумбийский президент является «незаконным наркоторговцем». Он потребовал от Петро «прикрыть поля смерти» (то есть заняться борьбой с выращиванием коки) или «США это сделают вместо него».

Со стороны колумбийского МИД такие заявления расценили как «прямую угрозу национальному суверенитету». Борьба с незаконными группировками, связанными с наркотрафиком, – это чувствительный вопрос для Колумбии. В стране с 1964 года идет гражданская война между правительственными силами и военизированными формированиями, которые обычно втянуты в наркоторговлю. Нынешний президент пришел к власти в 2022 году на волне обещаний справиться с процветающей в стране преступностью. Он сам – бывший партизан, входивший в состав леворадикального «Движения 19 апреля» (М-19). В истории Колумбии приход к власти человека с такой биографией – уникальное событие.

Петро взял курс на переговоры повстанцами, последовав примеру Мануэля Сантоса, руководившего Колумбией с 2010 по 2018 год. В 2016 году ему удалось заключить мирный договор с одной из крупнейших группировок: Революционными вооруженными силами Колумбии (FARC). Пока о результатах реформ Петро говорить сложно. Повстанческие движения и наркопроизводство – это следствия тяжелейшего социально-экономического положения колумбийцев, то есть проблемы, которые никому не удастся решить за пару лет. Усилия нынешнего главы государства по возвращению партизан к мирной жизни могут оказаться более эффективным способом добиться мира, нежели тактика силового давления, которой следовала значительная часть его предшественников. Правда, это требует времени и серьезных вложений в экономику. От президента же многие и в стране, и за ее пределами ждут быстрых результатов.

В то же время не на пользу Петро служит его уже сложившаяся репутация не самого последовательного политика. Приходя к власти, он давал понять, что, несмотря на свое прошлое, не займется, по примеру соседней Венесуэлы, сомнительными социалистическими экспериментами в экономике. Но то ли по причине своей подозрительности, то ли из-за того что на самом деле ему нравится венесуэльский опыт, Петро начал перестановки в своем ближайшем окружении. Часть левоцентристов в нем была заменена на сторонников радикальных левых идей. Это стало очень серьезной причиной уменьшения доверия к нему как со стороны колумбийцев, так и со стороны Белого дома. Администрации Трампа левые радикалы у власти в Латинской Америке на своем так называемом заднем дворе совсем не нужны. Это в Белом доме демонстрировали неоднократно.

Как бы то ни было, Колумбия – вовсе не Венесуэла, которая открыто позиционирует себя как противник США. Долгое время колумбийские власти были ключевым союзником Вашингтона в борьбе с наркотрафиком и крупнейшим в регионе получателем американской финансовой помощи. Ситуация не изменилась и при правлении Петро. Перемены произошли, только когда президентом стал Трамп. По данным правительства США, с 1 октября 2024-го по 30 сентября 2025 года Колумбия получила около 230 млн долл. Это меньше, чем при прежних администрациях, когда помощь со стороны американцев могла исчисляться 700 млн долл. в год. Урезание финансовой поддержки не было какой-то специфически антиколумбийской мерой. Трамп во время своего второго срока вообще сократил программы помощи другим государствам. Теперь же президент США грозит нанести финансовый удар целенаправленно из-за противоречий между союзниками.

Вместе с тем, как показало заявление МИД Колумбии, до окончательного разрыва между Боготой и Вашингтоном скорее всего дело не дойдет. Пусть американо-колумбийские отношения переживают не лучшие времена, серьезная ссора не пойдет на пользу ни одной из двух стран. Для Колумбии это значило бы как минимум прекращение получения финансовой помощи. Из-за этого любому колумбийскому правительству бороться с повстанцами и наркокартелями стало бы еще труднее, а значит, поток наркотиков в США вырос бы.

Все это стороны осознают, поэтому и отзыв посла Колумбии Даниэля Гарсии-Пеньи на родину может стать признаком улучшения ситуации. Он, Петро и временный поверенный в делах США в Колумбии Джон Макнамара условились попытаться найди выход из тупика в отношениях двух стран. Уверенно прогнозировать, что словесные перепалки Трампа и колумбийского лидера прекратятся, нельзя. Оба президента – люди эмоциональные, к тому же активно пользуются социальными сетями и делятся с пользователями своими личными взглядами на события мировой политики. Все это способствует конфликтам. В то же время маловероятно, что кто-либо из них перейдет от угроз к их исполнению: цена может оказаться слишком велика.


Читайте также


Российско-американский саммит в Будапеште разделил Запад

Российско-американский саммит в Будапеште разделил Запад

Геннадий Петров

США и их союзники по-разному видят сценарий завершения конфликта Москвы и Киева

0
423
Справедливо ли обвинять Трампа в авторитаризме

Справедливо ли обвинять Трампа в авторитаризме

Михаил Емельянов

Президент США пытается вернуть доминирование государственной власти над властью экономической

0
192
Настроился ли президент США на российскую волну

Настроился ли президент США на российскую волну

Трамп выбирает самый быстрый сценарий завершения украинского конфликта

0
1560
Дели не откажется от российской нефти

Дели не откажется от российской нефти

Владимир Скосырев

Оппозиция в Индии обвиняет премьера Моди в капитуляции перед Вашингтоном

0
3089

Другие новости