Расследование против бывшего друга поставило Дональда Трампа в положение оправдывающегося. Фото Reuters
Дональд Трамп кардинально поменял свою тактику относительно дела бывшего знакомого, миллиардера Джеффри Эпштейна, изобличенного в педофилии и покончившего самоубийством в 2019 году, не открыв имена клиентов своей сутенерской сети. Если раньше президент США категорически выступал против публикации материалов расследования, то теперь он высказался за их рассекречивание. Впрочем, иного ему, похоже, не оставалось. Впервые за каденцию Трампа, против президента выступила значительная часть его Республиканской партии. Для хозяина Белого дома это очень плохой признак.
Палата представителей Конгресса США скоро проголосует за обнародование документов, связанных с покойным финансистом-педофилом. Трамп призвал фракцию республиканцев, имеющих большинство в палате, поддержать соответствующий законопроект. «Нам нечего скрывать. Пришло время покончить с этой мистификацией демократов», – написал он в соцсети Truth Social.
В этой истории, за которой, как за лихо закрученным сериалом, следит вся Америка, это неожиданный поворот. Рассекретить «файлы Эпштейна», как только придет к власти, Трамп обещал всю избирательную кампанию. Намеки на то, что имеются некие списки высокопоставленных педофилов, где фигурируют политики-демократы, обеспечили ему немало голосов. Но, придя к власти, Трамп обещание не выполнил. Его ставленник, директор ФБР Кэш Пател заявил в Конгрессе, что никаких «файлов Эпштейна» (то есть компрометирующих кого-либо документов) не существует и все, что можно, уже опубликовано. На днях конгрессмены-демократы убедительно доказали, что это в лучшем случае полуправда. Они – как утверждается, от наследников Эпштейна – получили ряд писем, написанных миллиардером в период с 2011 по 2019 год. В них упомянут Трамп, хотя прямых доказательств, что он был клиентом сутенера Эпштейна, там нет.
Однако публикация писем обнуляет усилия президента и верхушки Республиканской партии, направленные на то, чтобы законопроект о рассекречивании всех материалов по данному делу не был принят. А ведь ради этого спикер Палаты представителей Майк Джонсон пошел даже на частичную приостановку работы нижней палаты. Формальным основанием послужил шатдаун (прекращение работы государственных учреждений из-за отсутствия договоренности по бюджету). Фактическим – петиция за принятие законопроекта о раскрытии «файлов Эпштейна», которую инициировали демократы. Согласно регламенту Конгресса, если петицию поддержат большинство конгрессменов, законопроект ставится на голосование вне зависимости от позиции руководства палат и фракций. В данном случае для большинства не хватало всего одного голоса – демократа Аделиты Грихальвы, да и то по техническим причинам. Она, будучи избранной в Конгресс еще в сентябре, из-за приостановки работы нижней палаты не смогла вступить в должность. Но шатдаун закончился, Палата представителей заработала, и Грихальва вступила в должность. Вероятно, с этим и связана отмашка, которую дал Трамп своим однопартийцам на поддержку законопроекта.
А еще тем самым президент смирился с бунтом против него, казалось бы, в прочно ставшей трампистской Республиканской партии. Сейчас с экранов телеканалов, симпатизирующих демократам, не сходит конгрессмен Марджори Тейлор-Грин. Эта прежде убежденная трампистка, можно сказать, символ лояльности президенту, теперь разочаровалась в своем кумире. Она обвиняет Трампа в умышленном утаивании информации по «делу Эпштейна», и с ней согласны многие республиканцы, в том числе и из конгрессменов.
На глазах разворачивается скандал, вполне сопоставимый с «Уотергейтским делом», которое привело к отставке президента Ричарда Никсона в 1973 году, считает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. «Демократы готовы использовать «дело Эпштейна» для того, чтобы «утопить» рейтинг Трампа и произвести ревизию результатов президентских выборов 2024 года», – сказал он в комментарии «НГ». Васильев считает, что у президента сейчас есть две тактики защиты. Первая заключается в том, чтобы перевести стрелки на демократов. Именно по этой причине Трамп попросил главу Минюста Пэм Бонди начать расследование предполагаемых связей Эпштейна с функционерами Демократической партии – в частности, с бывшим президентом Биллом Клинтоном. По мнению Васильева, эта тактика очень ненадежная. «Перспективнее иная тактика: убедить демократов в готовности пойти на уступки по другим вопросам, в том числе по внешней политике», – считает эксперт.
Вспоминается первый срок Трампа, когда обвинения в его адрес в связи с Россией привели к тому, что президент США начал достаточно жестко действовать в отношении РФ. Вероятно, что так будет и сейчас, полагает Васильев.
