Спикер Палаты представителей Майк Джонсон заверял Дональда Трампа, что конгрессмены поддержат «суровые меры» против России. Фото Reuters
Сенат Конгресса США до конца 2025 года рассмотрит законопроект о введении запретительных тарифов на товары стран, покупающих российские энергоресурсы. Принять его своих однопартийцев-республиканцев, имеющих большинство в обеих палатах Конгресса, призвал президент Дональд Трамп. Законопроект, возможно, будет поставлен на голосование уже на этой неделе. Вот только более чем сомнительно, что тарифы в 500% будут введены на самом деле.
Призыв президента США «наказать» страны, покупающие российские нефть и газ, выглядит как отмашка на полную смену политики Белого дома на российско-украинском направлении. За время нынешней каденции Трамп ввел санкции против РФ только один раз, хотя рестрикции, принятые при прежней администрации, продлевались исправно.
Теперь же в оставшееся до завершения 2025 года время американские законодатели могут теоретически принять несколько законодательных инициатив, цель которых – надавить на Россию.
Уже одобрены профильными комитетами и ждут только голосования в обеих палатах законопроекты об объявлении РФ страной – спонсором терроризма; о конфискации решением американского президента и последующей передаче Украине замороженных в США российских активов; о введении санкций в отношении Китая за поддержку РФ в российско-украинском конфликте. Трамп, однако, выступил за принятие самого грозного и самого странного из имеющихся в Конгрессе антироссийских законопроектов – того, что был представлен в Сенате еще этой весной. В данном документе предлагается ввести пошлины в 500% на импорт из стран, покупающих российские «нефть, газ, уран и другие продукты». Получается, США должны полностью перестать импортировать товары из Индии и Китая. Эти страны на сегодняшний день являются ключевыми покупателями российских энергоресурсов. Разумеется, это нереально без серьезного ущерба для американской экономики. Интересно, что Трамп, высказываясь за принятие законопроекта, не упомянул ни Индию, ни Китай, но предложил включить в документ Иран. Это, видимо, единственная поправка, которая имеется у президента США.
Разработчики законопроекта, отчетливо осознавая, что предлагают нечто нереализуемое на практике, добавили в него пункт, оставляющий введение 500-процентных тарифов на усмотрение президента. Вероятно, благодаря этому дополнению документ получил широкую двухпартийную поддержку. За его принятие высказалось большинство Сената, как республиканцы, так и демократы. Еще в октябре спикер Палаты представителей Майк Джонсон заверил, что и в нижней палате препятствий антироссийским санкциям чиниться не будет. «Я убежден, что суровые времена требуют суровых мер. Я думаю, что соответствующие санкции против России давно назрели», – сказал этот видный представитель Республиканской партии, считающийся убежденным и одним из самых преданных сторонников Трампа из числа законодателей.
В попытке объяснить, почему решено вспомнить о старом неоднозначном законопроекте, в американских СМИ нередко указывают на то, что президенту потребовалось оружие на переговорах по изоляции РФ. Трампу, судя по всему, удалось добиться от Индии существенных уступок по импорту российской нефти. Пять из семи крупных индийских нефтепереработчиков не будут в декабре закупать ее у РФ. Как просигнализировали в Белом доме, на очереди – Турция. Ее американцы тоже планируют убедить отказаться от российской нефти, возможно, что и под угрозой введения запретительных тарифов.
В любом случае возвращение Белого дома к законопроекту о 500-процентных пошлинах свидетельствует о том, что курс Трампа в отношении Кремля меняется в сторону ужесточения. Главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев считает, что внешняя политика Белого дома становится более воинственной под влиянием «дела Эпштейна».
Трамп на днях расписался в неспособности помешать Конгрессу добиться рассекречивания материалов расследования преступлений сексуального характера, которые совершил его былой хороший знакомый. Речь идет о миллиардере Джеффри Эпштейне, покончившем с собой в тюремной камере в 2019 году. Многочисленные недруги президента говорят, что теперь достоянием гласности станет компрометирующая его информация. Был Трамп или нет в числе клиентов сутенерской сети Эпштейна, ущерб репутации главы государства может быть огромным хотя бы уже потому, что его имя будет упоминаться в одном ряду с педофилом и насильником.
Васильев полагает, что Трамп попробует навязать демократам сделку: они предотвращают раскручивание скандала – он в ответ идет им на уступки, в том числе по внешней политике. «Президент может воспринять многие ранее отвергаемые им идеи неоглобализма, вновь заигрывать с концепцией смены политических режимов. Также возможно, что окончатся попытки Трампа добиться улучшения отношений с Россией и демократы подтолкнут его к возврату курса на стратегическое поражение РФ, которого придерживалась прежняя администрация», – сказал Васильев в комментарии «НГ».
