Экспертиза
Военно-политическое руководство США и Великобритании планирует в ближайшее время приступить к так называемой наземной фазе контртеррористической операции в Афганистане. Но отдают ли они себе полностью отчет, с чем именно им придется иметь дело и в каких необычных условиях все это будет происходить?
Ни у кого уже нет сомнений, что одними ракетно-бомбовыми ударами поставленных военно-политических целей не достичь, движения "Талибан" не уничтожить. По имеющимся сведениям, главную ставку Пентагон делает на использование сил специальных операций. Однако особенности Афганистана как театра военных действий таковы, что одними "рейнджерами" обойтись будет трудно. Подразделения специального назначения, по своей сути, представляют боевые единицы мгновенного действия. Но вполне вероятно, что в горах и долинах Афганистана американцам придется вести длительную осаду укреплений талибов с использованием всех имеющихся сил и средств. Об этом, в частности, говорит боевой опыт 40-й армии, которой боевые действия приходилось вести весьма в специфических условиях.
ОТ КОЛОДЦА К КОЛОДЦУ
Во многих населенных пунктах, особенно в безводных районах центрального, южного и западного Афганистана, имеются водосборные кяризные системы. Они представляют собой сеть расположенных под наземными водотоками подземных галерей шириной и высотой до 2,5-3,5 м, на дне которых расположены водосборные колодцы, сообщающиеся между собой каналами. На различном удалении друг от друга из галерей имеются выходы на поверхность земли, через которые осуществляется их вентиляция, а также проникновение воды во время заполнения наземных водотоков внутрь галереи. Как правило, под многими строениями и имеются колодцы, сообщающиеся с общей кяризной системой. Кяризные системы нередко используются мятежниками для укрытия от огня артиллерии и ударов авиации, скрытого маневра и захоронения оружия.
Кяризы начинаются в горных районах в местах выхода воды на поверхность и простираются на многие десятки километров. Они разветвляются, пересекаются, иногда проходят в одном направлении на разных уровнях. Созданные в древности и постоянно совершенствуемые, кяризные системы сейчас во многих районах страны представляют собой очень сложные сети, схем которых, как правило, не имеется.
В ходе боевых действий в 1979-1988 гг. моджахеды использовали кяризную сеть для укрытия своих отрядов в случае опасности. Кяризная система использовалась также для маневра, скрытого подхода к объектам диверсий, особенно к дорогам.
Уничтожение моджахедов в кяризах сопряжено с большими трудностями - можно разрушить систему водоснабжения, а цели боя не достигнуть.
При проведении операции в районе кяризных систем большое значение имело вскрытие всей сети подземных галерей. Для этого проводилось аэрофотографирование, создавались фотопланшеты, производился опрос местных жителей и сравнение их описаний с фотопланшетами. Добывались пленные из отрядов, пользующихся кяризами. Принимались меры к добыче в местных органах власти, у старейшин кишлаков схем кяризных систем. Особое внимание обращалось на выявление оконечных входов в галереи, а также места их разветвления. Принималось во внимание, что моджахеды могли пробивать ходы в соседние, в ниже и выше расположенные галереи.
При подходе к кяризу, в котором, по имеющимся данным, укрывались моджахеды, подразделение блокировало возможно большее количество входов, за остальными устанавливалось наблюдение, готовился огонь артиллерии и автоматических гранатометов. Через выходы с помощью громкоговорителей моджахедам предлагалось сдаться. Если моджахеды отказывались выйти из галереи, то принимались меры по их выкуриванию или уничтожению.
В кяризные колодцы, размещенные рядом друг с другом, опускались заряды взрывчатого вещества и одновременно подрывались. Галереи забрасывались дымовыми гранатами и шашками (обычно в кяризах хорошая горизонтальная тяга). Иногда в колодцы заливалось горючее и подрывалось гранатами. Для осмотра кяризов и уничтожения в них моджахедов создавались специальные группы досмотра во главе с опытным офицером или сержантом. Эти группы, снабженные респираторами, продвигались от колодца к колодцу, имея связь со своим подразделением на поверхности. Если находили основной выход из кяриза на поверхность (например, в жилом строении или на поле), навстречу досмотровой группе направлялась еще одна группа. Как правило, досмотровым группам удавалось отыскивать склады моджахедов по следам свежей работы и вытеснять мятежников на поверхность.
НЕ ДАТЬ ВЫЙТИ НА ПОВЕРХНОСТЬ
Иногда при недостатке сил принимались решения кяризы не досматривать. В этом случае колодцы и входы взрывались или заваливались камнями.
Ведя боевые действия в горах Афганистана, советские подразделения в основном пользовались рекомендациями Боевого устава Сухопутных войск и соответствующими наставлениями и руководствами. Однако при этом учитывалось, что подразделения действовали, как правило, самостоятельно, без локтевой, а зачастую и без огневой связи с соседями. Это требовало от командиров и всего личного состава инициативы, смелости, выносливости и самоотверженности.
Задачей артиллерии являлось уничтожение вышедших на поверхность групп мятежников и разрушение (засыпка) колодцев. Свои задачи артиллерия выполняла огнем как прямой наводкой, так и с закрытых позиций, настильной и навесной стрельбой, применяя снаряды с готовыми убойными элементами и осколочно-фугасные. Заранее готовился сосредоточенный и заградительный огонь по возможным местам выхода, скопления и путям отхода мятежников. При подготовке к боевым действиям необходимо отработать выполнение огневых задач с большими доворотами и перестановкой станин (плиты), стрельбу на наименьших дальностях на разрушение, мортирную стрельбу из орудий.
В ходе одной и той же операции, даже небольшого масштаба, применялись самые разнообразные тактические приемы: налеты, обходящие отряды, засады, высадка десантов, окружение моджахедов (полное или с использованием рельефа местности), воздушное минирование и т.п. Основным же тактическим методом действий войск было блокирование того или иного отряда или объекта моджахедов и прочесывание местности силами афганских подразделений. И хотя моджахеды знали этот метод, за редким исключением они не могли парировать его, так как подходы к объекту и блокирование его каждый раз варьировались в зависимости от конкретных условий местности и обстановки.
Изучая тактику действий частей и подразделений 40-й армии, зачастую их шаблонный характер, моджахеды стремились, используя кяризную систему, совершать быстрый маневр из одного района действий в другой. При этом эффективность действий, полная реализация их возможностей, как показывает анализ операций только 1983 г., осуществлялась нанесением ударов частью сил во фланг и тыл нашим подразделениям, основные же свои силы моджахеды стремились вывести из-под ударов наших и афганских войск еще до начала боевых действий. Путем удержания подготовленных рубежей группами прикрытия 16-20 человек, ведением засад они пытались нанести войскам потери, создать видимость наличия крупных сил и заставить советские войска приостановить наступление, а самим под покровом ночи отойти. Отмечалось значительное инженерное усиление занимаемых оборонительных рубежей.
При встрече сопротивления советские войска, как правило, останавливались, определяли объекты для поражения, а затем с целью обеспечения безопасности отходили от объектов на 100 и более метров (не знаю, кем это установлено). Моджахеды скрытно без ведения огня передвигались вслед за нашими войсками, выходя из зоны огня. А с началом наступления наших войск оказывали им неожиданное сопротивление с рубежа, который ранее был пройден, и этим наносили большие потери.
При действиях в зеленой зоне мятежники знали, что советские подразделения во второй половине каждого дня отводились в исходное положение или другое безопасное место. Они скрытно выдвигались на фланги и тыл отходящих подразделений, окружали мелкие группы наших солдат и наносили им потери. Так, 3 июня 1983 г. в районе Паиинди (юго-западнее Кандагара) именно в такой обстановке моджахеды окружили наш взвод, который потерял 8 человек убитыми и 6 ранеными.
Анализ архивных материалов 40-й армии за 1983 г., раскрывающих формы и способы борьбы с диверсиями, показывает, что только за 1983 г. мятежниками совершено 545 диверсий, в результате которых погибли 288, ранены 793 военнослужащих. При этом на маршрутах движения колони вплотную соприкасающихся с кяризной системой, совершено 318 диверсий (222 обстрела колонн и 96 путем минирования).
Основными причинами явились:
- недостаточное ведение разведки маршрутов;
- отсутствие надежного и непрерывного управления колоннами на маршрутах диспетчерскими пунктами);
- отсутствие взаимодействия между подразделениями, находившимся на охране маршрутов и дорожно-комендантской бригады.
Как ни досадно, богатый отечественный опыт ведения боевых действий в особых условиях сегодня во многом забыт. Это представляется тем более странным, что Вооруженные силы России последнее десятилетие воюют исключительно в горах, выкуривая противника из пещер и подземных ходов. Вполне возможно, что с подобными же проблемами столкнутся и американские подразделения в ходе войны в Афганистане.