0
3517
Газета ВВС Интернет-версия

10.08.2001 00:00:00

Как "ФАРАОН" с "КОПЬЕМ" на "ОСУ" ходил

Виктор Гришин

Об авторе: Виктор Константинович Гришин - главный конструктор НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова, Анатолий Исакович Синани - главный конструктор НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова, Альфред Игоревич Федотченко - главный конструктор НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова, Юрий Иосифович Зеленюк - технический директор Государственного Рязанского приборостроительного завода.

Тэги: авиация, конструктор


В многочисленных статьях, инициированных к публикации корпорацией ОАО "Фазотрон-НИИР" за последние годы, содержалось много материалов, не вполне достоверно показывающих фактическую сторону дела. Чтобы не разжигать огонь борьбы в открытой печати вокруг достаточно конфиденциальных тем, мы все эти годы вели себя предельно сдержанно. Но последние публикации ("Независимое военное обозрение #26 и #27) заставили нас взяться за перо по следующим причинам.

Недопустимо в открытой печати вести дискуссии по специфическим научным и инженерным проблемам оборонного значения. Для этого необходимо использовать другие формы общения - научные конференции, технические советы и др.

Любовное величание самого себя - "разведчик", "первопроходец", "радар государства" в поиске новых путей развития науки и производства┘" при проведении рекламной кампании допустимо, но зачем при этом унижать, дискредитировать или шельмовать другие предприятия, зачем присваивать корпорации "Фазотрон-НИИР" чужие разработки, искривляя зеркало истории?

Неэтично публично обсуждать организационные и финансовые вопросы сторонних предприятий, организаций МО РФ и других государственных органов, искажая факты и нанося вред целому направлению техники.

Следует заметить, что из большого числа российских предприятий, участвующих в разработке и производстве авионики, только "Фазотрон-НИИР" ведет себя так несдержанно и агрессивно. Что является этому причиной? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории радиолокации для авиации.

В 1955 г. В.В. Тихомиров на базе филиала НИИ-17 создал опытно-конструкторское бюро (ОКБ-15, теперь - НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова). В 1956-1958 гг. были приняты на вооружение радары "Изумруд" (самолеты МиГ-15, МиГ-17), "Изумруд-2" (самолет МиГ-19) и испытан радар "Ураган-5Б".

Решением правительства СССР ОКБ-15 в 1958 г. начало разработку войскового мобильного зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "КУБ" (принят на вооружение в 1966 г.). Это направление ЗРК сохранилось в НИИП до настоящего времени. В 1958-1998 гг. создано и принято на вооружение 9 модификаций ЗРК "КУБ", "БУК", "БУК-М1", "БУК-М2" и их модификаций.

В 1959-1968 гг. разработку бортовых радаров проводил НИИР (ныне "Фазотрон-НИИР"), который образовался в 1958 г. из завода 339 и одного из подразделений ОКБ-15 (т.е. НИИП). Основой для разработок вновь созданного института послужил разработанный в ОКБ-15 (ныне НИИП) радар "Ураган-5Б", который стал прототипом радаров "Сапфир-21" (самолет МиГ-21) и "Смерч" (самолет МиГ-25).

Отметим один принципиальный момент в истории бортовых радаров. Из-за ограниченных возможностей размещения аппаратуры на борту самолетов, развитие радаров пошло по варианту - одна антенна, поиск и обнаружение цели, непрерывное слежение за ней. После захвата цели летчик "слеп" - он не знал изменения окружающей обстановки. Еще В.В. Тихомиров в 50-х годах настаивал на двухантенных радарах (одна антенна для обзора, вторая для слежения). Но несовершенство элементов радаров тех лет позволяло рассматривать такой вариант только на достаточно тяжелых самолетах. Поэтому все радары были одноцелевыми.

В 1968 г. НИИП поручена разработка системы управления вооружением "Заслон" для самолета МиГ-31. Это было доверено НИИП после проведения НИИРом научно-исследовательской работы "Гроза", которая не дала никаких практических рекомендаций и не послужила основанием для продолжения работ. Система "Заслон" полностью разработана и изготовлена в НИИП. В ней впервые в мире была создана фазированная антенная решетка (ФАР) и использованы самые перспективные технические решения по всем устройствам. В 1981 г. МиГ-31 с системой "Заслон" принят на вооружение и до настоящего времени является единственным самолетом России, имеющим РЛС с ФАР, обеспечивающей многоцелевую работу при сохранении обзора в широкой зоне и ведении обстрела одновременно нескольких целей. Электронное управление лучом явилось чрезвычайно действенным средством решения проблемы одновременного слежения за несколькими целями и обзора пространства в широком секторе углов.

Возвращаясь к обзору развития радиолокации для авиации, отметим, что в 1969 г. на предприятии НИИР сложилась критическая ситуация по созданию РЛС "Сапфир-23" для самолета МиГ-23. В целях исправления создавшегося положения правительством СССР было создано Научно-конструкторское объединение "Фазотрон", состоящее из двух предприятий - НИИР и НИИП. При этом директор НИИР был отстранен от работы, и Генеральным директором объединения назначен Ю.Н. Фигуровский - директор НИИП. Группа специалистов НИИП была подключена к созданию РЛС "Сапфир-23", разработка которой была успешно завершена, и в 1974 г. РЛС в составе самолета МиГ-23 принята на вооружение.

Во второй половине 70-х годов в СССР была начата разработка двух новых истребителей-перехватчиков - МиГ-29 и СУ-27. При этом предполагалось, что РЛС для самолета МиГ-29 будет создавать НИИР, а для СУ-27 - НИИП. По совместной инициативе двух этих предприятий было решено создавать унифицированные РЛС. Для осуществления этого решения Генеральным конструктором, а затем и Генеральным директором объединения был назначен В.К. Гришин - директор, Главный конструктор НИИП. Под его руководством и были созданы унифицированные РЛС, причем степень унификации достигла более 70%.

Для полноты информации напомним, что кроме НИИР и НИИП в создании бортовых РЛС и СУВ участвовали и другие предприятия. Наиболее значимым из них было объединение "Ленинец" (ныне - ХК "Ленинец" г. Санкт-Петербург), которое обеспечивало разработку и поставку радаров для самолетов фронтовой и бомбардирующей авиации. Кстати, именно на заводах "Ленинец" проходило серийное производство СУВ "Заслон" и ФАР Б1.01М для истребителя МиГ-31.

О чем говорит совокупность приведенных фактов? Видно, что "лидер отечественного радаростроения" НИИ радиостроения (ныне - ОАО "Фазотрон-НИИР", не являющееся правопреемником НПО "Фазотрон", действовавшего с 1969 по 1991 г.), никогда не занимал лидирующих позиций, а, в лучшем случае, был одним из разработчиков бортовых РЛС.

На Аэрокосмическом салоне МАКС-2001, проводимом в г. Жуковский с 14 по 19 августа, НИИП и ГРПЗ представляют совместные работы в области радаров для авиации. Часть их выполняется в рамках программ, финансируемых Иркутским авиационным промышленным объединением и Корпорацией "Аэрокосмическое оборудование". Каждый желающий может непосредственно посетить нашу экспозицию и стенды других предприятий, провести сравнение, сделать свой выбор и самостоятельно ответить на поставленный в начале статьи вопрос о причинах публикаций ОАО "Фазотрон-НИИР".

Для непосредственных же участников событий, стремящихся к победам на рынке вооружений, напомним следующее напутствие Мишеля Монтеня: "Муж праведный и мудрый сочтет истинной только ту победу, которую доставит безупречная честность и незапятнанное достоинство".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1467
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1673
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1776
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4091

Другие новости