0
997
Газета Антиквариат Интернет-версия

10.11.2006 00:00:00

Без Пушкина, но с Турандот

Тэги: сотбис, книги, торги


сотбис, книги, торги «Императорская охота на Руси» оценена в 15–20 тыс. фунтов.

Примерно полгода назад книжный отдел Сотбис, возревновав, по-видимому, к успехам своих коллег из живописного отдела, успешно в течение многих лет окормлявших любителей русского искусства, провел первые специальные русские торги. Результат их был не то чтобы чрезмерно успешным, но, по крайней мере, не вовсе безнадежным, и вот 27 ноября этот опыт будет повторен – на минувшей неделе в рассылку поступил каталог нового аукциона «Russian Books».

Как и у любого антиквара, родившегося в советском плену и работающего в России, у меня неистребим пиетет перед гигантской махиной Сотбис. Неприятно вспоминать, с каким напряженным нетерпением мы с коллегами ждали появления первого каталога, предаваясь размышлениям в жанре «сейчас придет дворник и всех разгонит». И что же? На-гора был выдан список прекрасно описанных и красиво сфотографированных книг, сам подбор которых оказался довольно средненьким. В принципе, любой букинист, не выпавший вовсе из круга профессионального общения, легко мог бы повторить такой список, за исключением, может быть, двух-трех позиций, в течение пары недель, по большей части и по более благородным ценам. Впрочем, мир замер в ожидании: может быть, рост цен на аукционе откроет перед нами неведомые прежде горизонты? Но и этого не произошло: как телефонировали свидетели непосредственно с места событий: «покупают фиговенько, и морды у всех какие-то скучные». Не знаю, кто как, но я лично вздохнул с облегчением.

И вот новый каталог, ожидаемый уже со значительно меньшим трепетом. Первая мысль, которая приходит в голову при взгляде на 257 приготовленных к реализации лотов, – либо граждане из Сотбис настолько изощрены, что пытаются сдвинуть вполне явный общественный интерес в сторону новых тем собирательства, либо просто они крайне стеснены в выборе материала для торговли. Посудите сами: в настоящее время основную цель платежеспособного спроса составляют прижизненные издания крупных русских писателей XIX века (от Пушкина до Достоевского включительно), помпезные подарочные издания второй половины XIX века и традиционные книжные редкости (по спискам Геннади и Остроглазова). В рассматриваемом каталоге из первой темы нет ни единого лота, из второй присутствует дежурная «Отечественная война и русское общество» (1–1,5 тыс. фунтов) и – сюрприз! – довольно замученный экземпляр «Императорской охоты на Руси» (15–20 тыс. фунтов) с дефектным четвертым томом. Раздел редкостей выглядит чуть симпатичнее за счет нескольких красивых и редких западноевропейских увражей, посвященных России, и случайно затесавшегося среди них экземпляра «Описания в лицах┘ торжества┘ бракосочетания┘ Михаила Феодоровича» (2–2,5 тыс. фунтов). С этой книжкой тоже, кстати, есть некоторая странность, достойная скорее не Сотбис, а их доморощенных эпигонов. Это классический альбом, с большим тщанием исполненный в 1810 году в прославленной типографии Платона Бекетова и упомянутый решительно во всех монографиях, посвященных русскому искусству книги. Меж тем в экспликации мы видим осторожную датировку 1780-ми годами и читаем: «This charming example of eighteenth-century Russian illustrated book» («Это восхитительный пример русской иллюстрированной книги ХVIII века») и т.д. Не исключено, в общем, что с исконно британской вежливостью нам таким образом сообщается, что экземпляр без титульного листа.

А что же вместо этого предлагается для удовлетворения платежеспособного спроса на русскую антикварную книгу? Что, грубо говоря, можно 27 ноября в Лондоне приобрести начинающему? А предлагается ему довольно изобильная (около ста позиций), хотя и несколько эклектичная коллекция книг русского авангарда 1910–1930-х годов.

Некий провиденциальный смысл в этом бесспорно есть. Авангардные книги, так же как и русские иконы, были на протяжении последних двадцати лет важнейшим объектом контрабандного экспорта, в результате чего в настоящее время по западному рынку гуляет изрядное число экземпляров русских футуристических изданий. Кроме того, цена на русский авангард из-за масштабных скандалов с фальшивками надолго стабилизировалась, и в то время как все остальные русские книги устойчиво дорожали, футуризм сейчас еле-еле возвращается на утраченные позиции. На аукционе представлен классический набор литографированных изданий Крученых и компании: «Садок судей» (3–5 тыс.), «Трое» (4–6 тыс.), «Дохлая луна» (1–1,5 тыс.), «Утиное гнездышко» (5–6 тыс.) и некоторые еще. При этом эстимейты на эту часть аукциона, кажется, определялись по принципу «на кого Бог пошлет» – никак иначе я не могу объяснить, что второе издание «Поросят» Крученых, которое что в России, что на Западе сроду не стоило больше 1,5 тыс. долл., с какого-то перепугу оценено в 3–4 тыс. фунтов, при том что не в пример более редкие и ценные «Взорваль» и «Возропщем» стоят вдвое дешевле. Более того, в список авангардных изданий с горделивой оценкой 1,5–2,5 тыс. фунтов попала легендарная «Принцесса Турандот» 1923 года, оформленная Игнатием Нивинским и знаменитая двумя обстоятельствами: а) она присутствует всегда в ассортименте любого антикварного магазина, б) никогда не стоит дороже 200 долл.

В общем, каталог русских книжных торгов – живая иллюстрация тому, что может получиться, когда собранная и профессиональная команда антикваров с отработанной методологией вступает в область рынка, слабо ей известную. Интересно посмотреть, чем же ответят профессионалам из Сотбис соседи – вековечные враги из Кристис. А произойдет это совсем скоро – на той же неделе.

Так выглядит «бракосочетание Михаила Феодоровича, описанное в лицах» (2–2,5 тыс. фунтов).

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Правительство направит на зарплаты бюджетникам почти 10 миллиардов рублей

Ольга Соловьева

Путин поставил перед кабинетом министров задачи на 2026 год

0
726
В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

В адвокатском сообществе возник спор из-за специализации

Екатерина Трифонова

Широкие массы юристов не хотят ограничивать свою профессиональную деятельность

0
674
Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Критические отзывы граждан можно использовать для управления страной

Михаил Сергеев

В субъектах РФ растет раздражение ухудшающимся состоянием дорог и здравоохранения

0
798
IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

IT-прорыв зависит от инвестиционного климата

Анастасия Башкатова

Глубина проникновения искусственного интеллекта в российскую экономику оказалась поводом для дискуссий

0
698