Так при чем тут Гоголь?
Гогольfest, который проходит уже четвертый раз, в этом году вместо привычных катакомб здания киевского Арсенала (где затеяли ремонт) занял всю территорию пустующей много лет Киностудии им. Довженко. Исключение составили только несколько театральных и клубных проектов, проходящих на других площадках, и открытие фестиваля, которое состоялось на майдане Незалежности. Шоу этого торжественного вечера состояло из видеоинсталляции, проецируемой на огромные экраны, установленные в центре площади, завораживающе шаманской музыки украинского коллектива «ДахаБраха» и выступлений специально приглашенного испанского театра La Fura dels Baus (театр показывал акробатические этюды в воздухе и железном колесе). Проект получился скорее концептуальным, чем зрелищным (хотя полсотни человек, парящие на тросах в сорока метрах над мостовой площади, впечатляли). Но как пишут украинские СМИ, публику шоу не поразило – мало экшена и совсем нет Гоголя.
Впрочем, организатор фестиваля Влад Троицкий говорит, что прямые аллюзии с Гоголем на фестивале вообще искать не стоит. Гоголь – личность метафизическая, неоднозначная, совмещающая в себе боль, юмор, мистицизм, – скорее символ многогранности фестиваля (недаром он носит название мультидисциплинарный). Материальный символ тоже имеется – голова великого писателя, изготовленная художниками Алексеем Нужным и Виталием Седоренко из перфорированного металла и установленная при входе на киностудию.
Сама же киностудия оказалась замечательным местом для проведения фестиваля. Полузаброшенные, заросшие диким виноградом кирпичные павильоны, ржавеющие конструкции неизвестного назначения, разбитые бетонные вазоны и клумбы, остатки реквизита, заросшее озеро для «баталий» и знаменитый яблоневый сад. Натыкаясь то там, то здесь на современное искусство или «естественные натюрморты» киностудии, которые и сами смотрятся как инсталляции, по притягательным закоулкам киностудии можно бродить целый день. А то и не один – фестиваль растянулся на неделю (он завершится в это воскресенье), причем каждый день насыщен до предела.
Описать все происходящее на Гогольfest невозможно. Десятки театральных спектаклей и концертов, обширнейшая кинопрограмма, около сотни приглашенных художников, большинство из которых создавали свои произведения на киностудии и специально для фестиваля. Куратор визуальной программы фестиваля художник и дизайнер Катя Бочавар сформировала свою часть из инсталляций, удачно вписывающихся в пространство киностудии, видеоарта, для которого на киностудии есть все возможности показа, мало известного зрителю саундарта и наконец немногочисленных перформансов. Существует на Довженко и Арт-сквот, где поселились художники из разных стран, разместив прямо в коридоре, спальных, кухне и даже туалете свои произведения и из своей повседневной жизни нередко также делая перформансы.
В целом в глаза бросается несколько главных особенностей фестиваля. Прежде всего молодость как участников (за исключением нескольких мэтров, например Евгения Юфита), так и посетителей. Это, собственно, одна из установок организаторов: в Украине, молодом государстве, стремящемся в будущее, важно формировать новое поколение, творческое, активное и не стремящееся при первой возможности покинуть страну. «Почти все здесь себя чувствуют квартирантами, – говорит Влад Троицкий, – такое ощущение, что Украина на самом деле никому не нужна, прежде всего самим украинцам». Изменить эту ситуацию и призвана молодежь, не погрязшая в пессимизме и не испорченная политикой. Отсутствие политического искусства – это, кстати, еще одна яркая черта фестиваля. Все, что там представлено, не только к политике, часто и к реальной жизни отношения не имеет. Эдакая зона фантазии, мечты, чистого художества. Что для страны, находящейся в состоянии постоянных политических конфликтов, социальной неустойчивости, в атмосфере страха и сиюминутности, вполне объяснимо. Вообще подобный фестиваль в Украине смотрится как некая территория подвига, а его организаторы выглядят почти городскими сумасшедшими, донкихотами и фантазерами. Чистое искусство ради самого искусства, искренняя надежда на поддержку культуры со стороны властей и инвесторов, упование на понимающего зрителя. Впрочем, зрителя неподготовленного, случайного здесь тоже очень ждут. Для этого и бесплатный вход на киностудию, и Wi-Fi на всей территории, и детская школа искусств, и свободные занятия йогой, и недорогой перекус. Для этого же любопытные, но не требующие описаний на трех листах произведения искусства. Короче, комфортная зона «иной реальности», сильно отличной от окружающего мира.