В номере от 24.03.17 «НГ-антракт» писал об отчете о функционировании арт-рынка в 2016 году, представленном на ярмарке TEFAF в Маастрихте. На ярмарке Art Basel, которая проходила в Гонконге 23–25 марта, вышло конкурентное исcледование – его провела независимый арт-финансист, доктор экономических наук Клэр Макэндрю, возглавляющая дублинское агентство Arts Economics и прежде работавшая с TEFAF. Отчеты имеют серьезные расхождения, на которые стоит обратить внимание.
Прежде всего Arts Economics оценило общий оборот рынка не в 45 млрд долл., как TEFAF, а в 56,6 млрд долл., но если TEFAF объявил о росте рынка, то Клэр Макэндрю утверждает, что радоваться рано: рынок просел на 11% по сравнению с 2015 годом. Как и в отчете TEFAF, данные основаны на совокупности аукционных и частных продаж. Что касается аукционов, то за основу взяли не базу Artnet, а статистику Collectrium, инструмента, разработанного россиянином Борисом Певзнером и купленного два года назад домом Christie's. Что касается частного сектора, то Макэндрю удалось получить лучшие результаты за все время исследований: она опросила 6,5 тыс. арт-дилеров, из которых ответили 17%, то есть 1100 ведущих частных продавцов. Исходя из этих параметров, полученные Arts Economics цифры можно считать самыми показательными.
Объем продаж на публичных торгах снизился на 26% (до 22 млрд долл.), что привело к увеличению доли рынка арт-дилеров до 57% (на аукционы приходится 43%). Вспомним, что TEFAF приводил более жесткое соотношение частных продаж к публичным – 62,5% на 37,5% соответственно. Продажи на арт-ярмарках в 2016 году достигли 13,3 млрд долл., что на 5% больше, чем в 2105 году, но на 57% больше, чем в 2010-м. С учетом того что отчет также поддерживает ярмарку искусства, цифра немаловажная. Соотношение трех самых сильных рынков – США, Великобритании и Китая – также отличается. По данным Arts Economics, на долю США приходится аж 40% мирового рынка, второе место у Соединенного Королевства с 21%, у Китая – 20%. Еще одна любопытная цифра: по оценкам исследования, всего в 2016 году на арт-рынке работало 310 тыс. компаний, из них более 14 тыс. аукционных домов.
Два интересных блока исследования, которые отсутствовали в отчете TEFAF, касаются онлайн-торговли и коллекционеров. Онлайн-продажи в мире за 2016 год выросли на 4%, что неплохо с учетом общего падения рынка, в целом же онлайн-сектор составляет 9% всего арт-рынка. Интересно, что большая часть работ, проданная через Интернет, приходится на ценовой сегмент от 5 тыс. до 50 тыс. долл. (более 75%), еще 24% – совсем дешевые работы стоимостью не более 1 тыс. долл. Как и следовало ожидать, дорогие произведения коллекционеры по-прежнему хотят видеть собственными глазами. Онлайн-площадки – хороший способ для начинающих коллекционеров попробовать свои силы: галереи подтвердили, что более половины новых клиентов приходят к ним через онлайн-продажи.
Что касается коллекционеров, то отчет публикует исследование только американских HNWI – high net worth individuals, то есть лиц с высоким уровнем личного капитала. Отчет говорит, что 40% из них активно покупали предметы на арт-рынке в 2016 году, 12% – потратили более 50 тыс. долл. на искусство и только 3% – более 1 млн долл. Всего же 1,1 млн американских HNWI за последние два года приобрели произведения искусства или антиквариат, что во многом объясняет активность рынка США.