0
1563
Газета Антропология Интернет-версия

02.11.2000 00:00:00

Лекарство от этноцентризма

Тэги: этнос, Тишков


В.А.Тишков. Политическая антропология. - The Edwin Mellen Press. Lewinston-Queenston-Lampeter, 2000, 338 с.

Еще совсем недавно всех нас учили тому, что история была историей борьбы классов. С крахом марксизма утвердилось другое поветрие: понимать историю как борьбу этносов. Вчерашние преподаватели научного коммунизма, все как один переквалифицировавшиеся в политологов, внушают сегодня студентам, что мир состоит из устойчивых, обладающих самосознанием сущностей - "наций" и "народов" (они же - "этносы") и что эти сущности и есть подлинные субъекты мировой политики. Эта позиция проводится в десятках учебников и в сотнях методических пособий с такой последовательностью, что скоро, вероятно, подрастет новое поколение обществоведов, которое станет бодро нести в массы теоретические клише эпохи академика Бромлея. Во всяком случае тенденция к воспроизводству этих клише наметилась отчетливо, давая о себе знать в прессе и на телевидении.

Валерий Тишков - страстный, последовательный и компетентный противник этой тенденции, большинство публикаций которого явно или неявно служат ее подрыву. Не исключение и последняя его книга.

Автор настойчиво проводит мысль о дискурсивном характере тех феноменов, которые в отечественной традиции считаются чуть ли не природными явлениями. Если для последователей Гумилева этносы суть субстанциальные образования, мыслимые в органицистких категориях, то для Тишкова это социальные конструкты. Суть метода социального конструктивизма, применяемого автором, заключается в том, что общественная реальность мыслится как неотделимая от тех категорий, в которых ее осваивают агенты социального и политического действия. Социальная действительность творится, конструируется человеческими представлениями. Это относится прежде всего к представлениям, генерируемым учеными (в частности обществоведами), а также к представлениям, которыми руководствуются лица, ответственные за принятие решений. Красноречивая тому иллюстрация - этнические конфликты. Прежде чем люди возьмут в руки оружие и пойдут убивать своих врагов (кстати, еще вчера бывших их безобидными соседями), в их сознании должен возникнуть образ врага. Ответственность за создание такого образа несут прежде всего интеллектуалы. Именно они создают тот или иной коллективный ("национальный") миф, который становится средством политической мобилизации.

С положением о социальном конструировании реальности тесно связана и другая сквозная идея монографии - процессуальный характер этничности. Автор методично дезавуирует наивный объективизм отечественного обществознания, доставшийся в наследство от советской "теории этноса". Этничность и этническая идентичность для него - процесс, а не раз навсегда установленная данность. Отсюда пристальное внимание к сдвигам, смещениям и трансформациям в этнических и этно-культурных конфигурациях (к тому, что Тишков называет "дрейфом" этничности). Эти сдвиги вызваны целым рядом факторов: от изменений в самосознании (и, стало быть, в том, к какой этнической группе люди себя относят) до изменений в схемах, которыми руководствуются правители при составлении номенклатуры управляемых ими народов. На уровне обыденного сознания количество "наций и народов", живущих на той или иной территории, выглядит как некий непреложный факт, который ученым предстоит зафиксировать. Между тем как раз ученые - вместе с государственными чиновниками - и есть та инстанция, которая этот факт производит. В обществе глубоко укоренена вера в то, что можно правильно подсчитать, сколько "на самом деле" живет в России или в отдельных ее регионах народов (а также "народностей", "этносов", "субэтносов" и "этнографических групп"), и если до сих пор такие подсчеты страдали приблизительностью и противоречивостью, то объясняется это неточностью, "ненаучностью" методики их проведения. Опираясь на многолетний опыт этнологической работы, Тишков показывает наивность такой веры. Номенклатура народов, принимаемая за истинную и окончательную в данный момент в данных обстоятельствах, определена не "объективным положением дел", а процедурами. Это, во-первых, классификации, предлагаемые учеными (лингвистами, историками и пр.), во-вторых, механизмы переписи, устанавливаемые государством, наконец, в-третьих, административные решения, определяющие статус той или иной этнической группы. Вот почему количество "этносов", населяющих ту или иную страну, может колебаться на протяжении жизни одного поколения. В Китае, например, оно вдруг снизилось с четырехсот до пятидесяти пяти (!).

Надо сказать, что традиция отечественной этнологии с ее объективизмом и субстанциализмом - не единственный объект полемики для Тишкова. Не менее принципиально и жестко он отмежевывется от этнологии западной (именуемой в англоязычных странах "культурной антропологией"), справедливо упрекая ее в идеологической предвзятости и методологической непоследовательности.

Возьмем, к примеру, квалификацию СССР как "многонациональной империи". К науке этот термин не имеет отношения, полагает Тишков. Советский Союз был полиэтническим государством со сложными отношениями между центром и периферией, с доминирующей русской культурой и культурами этнических меньшинств. Но этого явно недостаточно для того, чтобы считать данное государство империей. Иначе пришлось бы считать империями десятки ныне существующих и вполне легитимных государств с аналогичным культурно сложным составом населения... (Индия, Индонезия, Канада, Китай, Турция, Нигерия, Пакистан и т.д.). Однако этого никто не делает. Не считают почему-то империей и Испанию, которая, будучи полиэтничной, "даже формально имеет королевскую форму правления".

Автор не верит в метанаррацию "Большой Истории". Наивность советской исторической науки состояла в допущении истории самой по себе, истории как объективной реальности, "отражаемой" и объясняемой историками. На самом деле истории нет вне ее описания, вне исторических нарраций. Отсюда вывод Тишкова о том, что ХХ век, в большей мере, чем предыдущие, создавался интеллектуалами.

Этот тезис вновь ведет его к полемике, на этот раз уже не с этнологами, а с "позитивистско-марксисткой традицией" отечественного обществоведения в целом. В эту традицию был встроен своего рода вульгарный детерминизм: произошедшее всякий раз интерпретировалось как результат исторической необходимости. Так случилось и в начале 90-х, когда распад СССР был (задним числом) объявлен необходимым и предрешенным. Тишков относится к этим интерпретациям с едкой иронией: он для него не более чем постфактические рационализации. Единственная бесспорная истина, которую можно высказать об истории, - ее многовариантность. Все могло быть иначе. История - скорее игра Случая, чем проявление Необходимости.

Книга собрана из статей, отчасти свежих, отчасти уже знакомых специалистам. Однако количество экземпляров, которыми эти работы до сих печатались, равно как и тираж новой публикации, настолько малы, что высказанные в них мысли, увы, вряд ли достигнут адресата. Адресатом же Тишкова является, на мой взгляд, не столько академическое сообщество, сколько широкая публика. Именно широкой публике нужно в первую очередь разъяснять научную несостоятельность веры в субстанциальность наций-этносов и вредоносность этно-центристского мышления. Это мышление, подобно болезни, проникло в сознание россиян столь глубоко, что отдельные фрагменты книги, распечатав в виде брошюр, впору продавать в аптеках.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2127
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4851
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2657
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3057

Другие новости