0
2661
Газета Антропология Интернет-версия

11.01.2001 00:00:00

И царь, и бог

Тэги: основателяь, Мосс, высшие, учебные


Марсель Мосс. Социальные функции священного. - СПб.: Евразия, 2000, 446 стр.

ПЛЕМЯННИК, ученик и впоследствии крупнейший последователь основателя французской социологической школы Эмиля Дюркгейма Марсель Мосс за свою довольно любопытную жизнь успел свершить массу академических деяний и приобрести колоссальный научный авторитет. Как заметил по этому поводу гораздо более популярный в нашей стране Леви-Строс, "влияние Мосса не ограничивается кругом этнологов (никто из них не сможет утверждать, что избежал этого влияния), но распространяется также на лингвистов, психологов, историков религий и востоковедов, так что целая плеяда французских исследователей в области гуманитарных и общественных наук в той или иной степени обязана ему своей ориентацией".

С 1901 г. Мосс возглавляет кафедру истории религии "нецивилизованных народов" в "Эколь практик", одном из наиболее престижных высших учебных заведений Франции. В 1924 г. становится первым президентом Французского института социологии. В 1925-м участвует в качестве инициатора в создании Института этнологии при Парижском университете. Добавим к этому активную политическую позицию - Мосс всю свою жизнь был убежденным социалистом либерально-буржуазного толка и участвовал в основании знаменитой газеты "Юманите", - и перед нами предстанет чрезвычайно активный человек с весьма разноплановым спектром научных интересов.

Именно таким был Марсель Мосс. На этом фоне несколько комичным кажется тот факт, что он так и не получил докторской степени. Его докторская работа, вошедшая в рецензируемый сборник, осталась недописанной. Возможно, это связано с неприязненным отношением Мосса к обобщающим трудам концептуального толка. "Я не очень верю в научные системы и всегда испытывал потребность выражать лишь частичные истины", - писал Мосс в своей интеллектуальной автобиографии. А возможно, он просто не любил писать: любимыми жанрами Мосса были доклад и лекция, значительная часть его работ представляет собой записи устных выступлений, и даже авторские статьи отличаются характерной для устной речи стилистикой.

В книгу "Социальные функции священного" вошли ранние работы Мосса. В это время его внимание было сосредоточено в первую очередь на индологии и истории религий. Все вошедшие в этот сборник произведения могут быть отнесены к так называемому сравнительному религиоведению - дисциплине, занятой поиском универсалий в религиозной сфере. Два из них - "Очерк о природе и функции жертвоприношения" (1899 г.) и "Набросок общей теории магии" (1904 г.) - написаны в соавторстве с Генри Юбером, коллегой Мосса, о чем составители сборника тактично умолчали в оглавлении (хотя и упомянули в предисловии), видимо, опасаясь отпугнуть читателей совершенно незнакомой фамилией. Третья работа - "Молитва" - представляет собой незавершенную диссертацию Мосса, написанную около 1909 г. Помимо перечисленных произведений в сборник вошли также статьи разных лет и написанное Клодом Леви-Стросом предисловие к изданному в 1950 г. сборнику произведений Мосса.

Первое, что обращает на себя внимание при знакомстве с произведениями Мосса, это колоссальная эрудиция автора. Все три крупные работы предваряются полемической историографией, дающей прекрасное представление о степени изученности предмета исследования и различных методологических подходах, применяемых исследователями (разумеется, речь идет о современной Моссу науке). Тем самым читатель уже при беглом знакомстве с книгой получает представление о состоянии этнографии, сравнительного религиоведения и антропологии начала XX века. К этому следует добавить впечатляющий аппарат цитирования, который в "Очерке о природе и функции жертвоприношения" едва ли не превосходит по объему основной текст работы.

Все вошедшие в сборник "Социальные функции священного" работы связаны одним лейтмотивом: из многообразия "магий", "жертвоприношений", "молитв" Мосс пытается извлечь единое понятие магии, жертвоприношения, молитвы. Основным материалом Моссу служит индология, которую автор дополняет огромным количеством исследований других культур, в первую очередь Полинезии. А основным методом при этом является немного психологизированный, но вполне узнаваемый "социологизм" Дюркгейма. Последний был уверен в возможности сугубо рационального и позитивного изучения общества через анализ "социальных фактов" (общественных явлений) - внешних по отношению к индивиду типов восприятия и поведения, навязываемых ему обществом и обладающих принудительной силой. При этом "социальные факты", естественным образом превращающиеся на бумаге в отвлеченные понятия, незаметно начинают жить собственной жизнью, определяя деятельность исследуемых обществ еще до ее начала.

Все достоинства и недостатки методологии Дюркгейма с особой рельефностью (ввиду явно выраженного прикладного характера исследований) проступили в творчестве Мосса. С одной стороны, Мосс прекрасно понимает и неоднократно подчеркивает, что "понятие, оторванное от практик, в которых оно функционирует, туманно и расплывчато", а некоторые понятия - как, например, понятие "мана", лежащее, с точки зрения Мосса, в основе магии, - даже не имеют смысла вне общества, являются "абсурдом с точки зрения чистого разума" и проистекают "исключительно из жизни коллектива". Можно было бы ожидать, что, проявив должное внимание к значению социальной компоненты в жизни людей, исследователь приступит к изучению конкретного общества и покажет его своеобразие. Мосс действительно обращается к изучению конкретного материала и проявляет к нему массу внимания, но вместо того, чтобы выявить своеобразие, стремится к обобщению. И здесь Моссу (как и Дюркгейму) оказывает медвежью услугу один весьма важный факт его биографии: сам будучи инициатором полевых исследований, Мосс всю жизнь оставался "кабинетным" ученым и ни разу не познакомился непосредственно ни с одной из тех культур, изучению которых посвятил жизнь. Его материалом были книги, и потому не так уж удивительно, что отвлеченные понятия ожили и превратились в сущности, способные определять поведение людей и сообществ. При этом Моссу даже не приходит в голову вопрос, а были ли вообще у исследуемых им первобытных обществ эти понятия.

Обсуждая "магическую значимость" людей или вещей, Мосс формулирует тот способ, каким понятия и ценности существуют в обществе: "Они зависят не от внутренних свойств вещей и людей, но от статуса и положения, приписываемых им всемогущим общественным мнением и предрассудками. Они имеют социальный характер и не являются результатами опыта". Все, что может предложить Мосс в ответ на естественный вопрос, результатами чего же тогда они являются, - это бледные и ничего не объясняющие конвенциалистские уловки (например, магические свойства "имеют своим источником социальное соглашение"). В действительности Моссу нечего ответить: ему мешает аксиома о предшествовании общих смыслов индивидуальным действиям; единственным выходом в сложившейся ситуации оказывается априоризм: выясняется, что "вера в магию была всегда априорна" и "эта вера распространяется в обществе механически".

Несмотря на всю возможную критику, вошедшие в сборник работы Мосса представляют колоссальный интерес. А отмеченные методологические недостатки только добавляют работам привлекательность, поскольку на редкость удачно иллюстрируют собой классическое заблуждение французской антропологии, которое еще более ярко проступит у Леви-Строса, а именно - представление о том, что факты сознания и понятийная система логически предшествуют деятельности. Таким образом, читая Мосса, читатель получает возможность изучать не только антропологию, сравнительное религиоведение и этнологию, но и весьма любопытную дисциплину, которой сам Марсель Мосс вовсе не интересовался, - социологию французской гуманитарной науки.

В заключение отметим превосходный, вдумчивый перевод - немаловажную составляющую любого переводного издания, качеством которой в последние годы нас балуют весьма нечасто.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1299
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1243
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1475
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1215

Другие новости