Любая группировка войск даже в мирное время расходует материальные средства в значительных объемах. В условиях ведения боевых действий их расход возрастает многократно. Увеличение потребления материальных средств происходит прежде всего за счет повышенного использования горючего и боеприпасов.
АФГАНСКИЙ ОПЫТ
Ограниченному контингенту войск Советской Армии в Афганистане требовалось около 80 тыс. тонн различных материальных средств в месяц. При этом на горючее приходилось почти 70%. Так уже в самом начале действий войск в Афганистане встал вопрос о сооружении полевого магистрального трубопровода (ПМТ) для подачи горючего войскам.
Строительство магистрали началось в июне 1980 г., а к декабрю - проложена первая линия трубопровода по маршруту: Хайратон - Пули-Хумри общей протяженностью более 250 км. С активизацией боевых действий и увеличением потребления горючего в 1982 г. возникла необходимость сооружения еще одной линии ПМТ по маршруту Пули-Хумри - Баграм (свыше 180 км), а в 1984 г. по этим маршрутам были проложены вторые линии трубопроводов.
На долю ПМТ приходилось около 15% от всего объема доставки материальных средств - от 8 до 12 тыс. тонн горючего в месяц.
К сожалению, до сих пор экономический эффект от прокладки трубопроводов в условиях боевых действий не проанализирован.
ПМТ в Афганистане сберегал жизни людей, прежде всего водителей. Потери автомобильных средств заправки и транспортировки горючего составляли от 30 до 40% общего среднегодового выхода техники из строя. При этом более 10% техники выводилось из строя от боевых потерь, в то же время потери горючего по трубопроводам (от боевых повреждений) составляли всего 3-5%.
ДВОЙНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Ныне опыт Афганистана практически забыт. Однако специалисты считают, что трубопроводные соединения и части армии, которые относятся к специальным войскам Тыла ВС, могут решить многие, причем не только боевые проблемы.
Основу их технической оснащенности составляют ПМТ, представляющие собой комплекс технических средств для транспортировки горючего в полевых условиях. Сложилась определенная система взглядов на возможные области использования ПМТ, которые могут применяться:
в трубопроводно-складской системе обеспечения войск (сил) горючим;
для подачи горючего войскам (силам) на отдельных направлениях;
в системе технического прикрытия стационарных нефтепродуктопроводов и нефтепроводов;
для подачи горючего на барьерных участках в составе временных перегрузочных районов;
для подачи горючего и воды при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
для подачи горючего, нефти, воды и других продуктов в интересах промышленности и аграрного сектора на коммерческой основе, а также при решении других оборонных и народно-хозяйственных задач.
Первые четыре направления относятся в основном к сфере военного применения ПМТ. Однако это не исключает их применения для выполнения подобных задач и в народном хозяйстве, в регионах с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, дефицитом средств подвоза. Результаты исследований показывают, что даже в регионах, где имеются хорошо развитые транспортные коммуникации, доля полевых магистральных трубопроводов и стационарных нефтепродуктопроводов в доставке горючего может достигать 70-75%. Во всех других регионах, где традиционные виды транспорта менее развиты, применение полевых магистральных трубопроводов просто необходимо, при этом их долевое участие в доставке нефтепродуктов может составлять до 85-95%.
Уже многие годы ПМТ успешно эксплуатируются при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако, несмотря на то что использование их при тушении пожаров является наиболее экономичным и эффективным способом, чем применение авиации, оно не вошло в повседневную практику специальных формирований.
Крайне выгодно использовать ПМТ для подачи по ним нефти и нефтепродуктов на коммерческой основе. Есть в этой области и другие возможности. Среди них - реализация комплектов полевых трубопроводов, выслуживших установленные сроки; сдача в аренду (лизинг) комплектов ПМТ; возобновление производства ПМТ с привлечением ассигнований заинтересованных ведомств и организаций.
ТЕХНИКА
К сожалению, отсутствие четкой программы развития и совершенствования ПМТ ограничивает возможности их использования в гражданской сфере. Значительная часть имевшихся комплектов полевых магистральных трубопроводов после распада СССР осталась в бывших союзных республиках на западе (Украина, Белоруссия, Прибалтика). Вне России оказался единственный производитель полевых трубопроводов нового поколения и машин для их монтажа - 63-й котельно-сварочный завод в г. Ивано-Франковске. Поступление новых комплектов полевых магистральных трубопроводов на оснащение трубопроводных войск фактически прекратилось.
В начале 80-х годов рассматривалась возможность организации производства трубопроводов с соединением "Раструб" на Северском трубном заводе в Свердловской области. Тогда для этого не нашлось средств, к настоящему времени финансовые трудности в стране усугубились многократно, и вопрос по-прежнему остается открытым.
В 1997 г. 25-м ГосНИИ МО РФ выполнена испытательная работа по оценке технического состояния комплектов полевых магистральных трубопроводов. Требовалось получить рекомендации по их дальнейшему использованию. Работа была инициирована результатами использования комплекта ПМТП-150 выпуска 1974 г. при сооружении временного нефтепровода в республике Саха (Якутия) в 1996 г., в ходе которого из 2916 труб в процессе гидравлического испытания только 5,54% было признано непригодными к дальнейшей эксплуатации. Кстати, следует заметить, что временный трубопровод окупил все затраты на его доставку в район сооружения и обслуживания почти за полгода.
Сегодня около 40% передвижных насосных установок и более 50% трубомонтажных машин ТУМ-150В нуждаются в регламентированном ремонте, а к 2005 г. большая часть технических средств может стать абсолютно непригодной к дальнейшей эксплуатации. Проведение ремонта могло бы продлить срок эксплуатации техники на 15 лет и сократить затраты денежных средств в случае закупки новых не менее чем в 10 раз. Однако отсутствие средств делает проблему неразрешимой.
НОВЫЙ РОД ВОЙСК
Необходимо решить не только технические проблемы, но и определить место трубопроводных частей и соединений в военной организации государства. Конечно, если бы существовала единая система тылового обеспечения (ЕСТО), то вопрос можно было бы решить проще. Например, путем создания отдельного департамента трубопроводных средств.
В существующей ситуации речь можно вести о формировании отдельного управления трубопроводных войск в составе тыла ВС. Конечно, создание нового рода войск потребует определенных затрат, но с приданием ему особого статуса все расходы можно возместить в самые короткие сроки (2-3 года).
В чем должен заключаться особый статус?
Во-первых, в полной экономической и финансовой самостоятельности. Трубопроводные войска должны иметь возможность оказывать платные услуги всем без исключения организациям. При этом большую часть заработанных средств они должны расходовать на совершенствование своих структур и повышение их технической оснащенности.
Во-вторых, особый статус должен предполагать особую организационно-штатную структуру войск. Большая их часть может состоять из гражданских формирований в виде унитарных предприятий различного назначения, а соединения и части - 10-15% общей численности. При этом соединения и части будут использоваться только по планам ГШ ВС, а унитарные предприятия - по планам управления трубопроводных войск и специальным государственным программам.