0
1119
Газета Вооружения Интернет-версия

21.07.2000 00:00:00

Клонирование на экспорт

Тэги: оружие, торговля, экспорт


Самолет-демонстратор Су-27СМК, поднятый в воздух в 1995 г., стал основой для перспективных экспортных машин.
Фото из книги "История истребителя"
В 90-х годах предприятиям российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) пришлось искать новые пути продвижения своей продукции на внешние рынки. Ранее фирмы сбытом практически не занимались - торговля оружием рассматривалась руководством Советского Союза исключительно как политическая акция. По этой причине, а также в результате экономического кризиса последних лет для нашего ОПК оказались почти не доступны те методы, которые входят в арсенал ведущих экспортеров вооружения и военной техники (ВВТ).

Ограниченные финансовые возможности государства, спецэкспортеров и собственно предприятий не позволяют осуществлять широкие офсетные программы, которые с успехом используют лидеры мировой торговли оружием. Из-за резко сократившихся военно-политических возможностей Россия не способна одновременно с оружием предоставлять услуги в сфере обеспечения безопасности, как это практически всегда делают США. Ошибки еще советских времен привели к отставанию в создании современной системы технического обслуживания поставленной техники (такой, например, которую обеспечивала для своих F-16 корпорация "Локхид-Мартин"). Бедность мешает нам продавать ВВТ дешево (или вовсе отдавать даром) в расчете на то, что выгода будет получена на этапе эксплуатации за счет поставок запчастей и оружия. Поспешное присоединение к ограничительным мерам лишило нас ряда региональных рынков и заставило прекратить продажу отдельных видов оружия.

КАК ПРЕУСПЕТЬ НА РЫНКЕ?

Однако даже на этом фоне за последние десять лет ряд российских предприятий ОПК сумели добиться высоких и, что еще более важно, стабильных результатов в оружейном экспорте. Интересно проанализировать, за счет чего этого удалось достичь. Первое, что бросается в глаза, - отсутствие прямой связи между формой собственности фирмы и успехами на внешнем рынке.

Далеко не всегда хороший экспортер - это интегрированная структура. Формальный подход - "так делают во всем мире" - далеко не универсален. Интеграция на Западе - как правило, объединение эффективных предприятий (в противном случае речь идет не об объединении, а поглощении банкрота). У нас же сплошь и рядом считают, что достаточно одного постановления правительства - и появится концерн, в котором тот, кто работает хорошо, будет содержать неэффективное (а подчас и конкурирующее) производство. Результат: объединение остается на бумаге, расходы по его созданию списываются на невосполнимые убытки (эксперименты в туполевской кооперации, ВПК "МАПО").

Характерный штрих, иллюстрирующий тупик "интеграции сверху": лидером, "мотором" успешной экспансии на внешний рынок часто выступает не интегрированная структура, не головной разработчик техники, а серийный завод (Милевская кооперация) или объединение, возникшее благодаря инициативе снизу ("Оборонительные системы", холдинг "НПК").

Конечно, в продвижении на внешний рынок исключительно велика роль спецэкспортеров, однако, как показывает практика, стабильно высокий результат достигается только там, где складываются усилия производителя и госпосредника. Отметим еще один важный момент: система ВТС и команды управленцев в "Росвооружении" и "Промэкспорте" в последние годы менялись слишком часто. Даже при сохранении довольно высокой степени преемственности это явление не могло не сказаться отрицательно на стабильности контактов, особенно с теми странами, где правящие круги традиционно консервативны.

Именно в подобных случаях ключевым звеном в продаже оружия становится предприятие. Среди его козырей:

- способность проводить долгосрочную политику, не подверженную внутриполитической конъюнктуре;

- налаживание связей не с отдельными военными и политическими лидерами других государств, а со всем истеблишментом, определяющим в конечном счете стратегию закупок техники;

- не просто поставка техники, а установление глубокой кооперации с промышленностью заказчика;

- на основе глубокого знания потребностей заказчика возможность прогнозирования характера его будущего спроса.

Тем не менее всех названных факторов недостаточно для того, чтобы понять, почему за последние десять лет столь сильно разошлись судьбы предприятий ОПК, находившихся к началу 90-х годов в примерно равном положении. Как уже говорилось выше, форма собственности предприятия и уровень отраслевой интеграции не оказывают решающего воздействия на коммерческий успех. Не исключено, что существо проблемы лежит не только и не столько в организационной сфере, а связано с технической политикой.

"СТРАТЕГИЯ АТЕЛЬЕ"

Проанализируем опыт ведущих российских экспортеров ВВТ. Известно, что стабильно высокий доход приносит продажа за рубеж истребителей семейства Су-27 и военно-морской техники, прежде всего подводных лодок класса "Кило" (проекты 877Э и 636). Во многом успех этих видов ВВТ связан с готовностью их создателей адаптировать (а порой и сильно переделывать) конструкцию по специфическим требованиям заказчика.

Существенной предпосылкой реализации "стратегии ателье", где каждому заказчику предлагается специально изготовленная для него продукция, является огромный научно-технический задел, накопленный в Советском Союзе. Так, если говорить о подводных лодках, то помимо исключительно удачной конструкции нынешний успех в их сбыте связан с ракетными системами семейства "Клаб". В них использованы отдельные технические решения, заимствованные из стратегического и оперативно-тактического оружия советского ВМФ.

Кроме того, при реализации "стратегии ателье" задействуется такой важный фактор повышения конкурентоспособности, как относительно низкая стоимость российских "мозгов", то есть научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по усовершенствованию ВВТ.

В этой связи весьма интересным представляется опыт предприятия, в деятельности которого нашли свое отражение все перечисленные организационные и технические факторы, - Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО). Помимо финансовых показателей о его успехе говорит то, что по итогам 1998-1999 гг. оно получило звание "Лучший спецэкспортер России". Причем к "стратегии ателье", которую сегодня выбирают многие предприятия, в Хабаровском крае обратились гораздо раньше других.

Первые экспортные варианты Су-27 появились в результате своеобразного скрещивания экспортных Су-27СК и многоцелевых истребителей Су-27М (в мире они более известны под именем Су-35). Установочная серия этих машин строилась на КнААПО в начале 90-х годов. Наиболее продвинутым потомком этой парочки стал взлетевший в 1998 г. Су-30КИ, который конструировался специально для ВВС Индонезии. И хотя из-за экономических проблем Джакарты контракт на поставку самолетов не был подписан, машина проходит испытания и имеет хорошие шансы как на индонезийском, так и на других рынках.

Потенциальный заказчик Су-30КИ - государство с большой территорией (или расположенное, как Индонезия, на архипелаге). Оно нуждается в современных истребителях и впоследствии, по мере выбывания из строя устаревших ударных самолетов, могло бы превратить "сушки" в многоцелевые машины. Конечно, такие истребители как правило, проектируются двухместными, однако для стран, где сравнительно немного пилотов, это слишком дорого. Отметим и тот факт, что для государств, которые прогнозируют участие своих ВВС лишь в конфликтах низкой интенсивности, именно одноместные многоцелевые машины наиболее предпочтительны по критерию "эффективность-стоимость". Су-30КИ от базового Су-27СК, поставлявшегося в Китай и Вьетнам, отличается рядом усовершенствований. Это, во-первых, более современная бортовая электроника, включающая, например, приемную аппаратуру системы навигации GPS. Во-вторых, Су-30КИ, как и Су-27М, оснащен штангой дозаправки в воздухе.

Для тех ВВС, которые должны участвовать в конфликтах высокой интенсивности и где дефицита летчиков нет, КнААПО совместно с "ОКБ Сухого" разрабатывает и линию двухместных машин. На базе опыта, полученного при строительстве Су-27СК, Су-27УБ, Су-27М, создан многофункциональный истребитель Су-30МК. Впервые этот самолет с бортовым номером 501 взлетел с заводского аэродрома 19 мая 1999 г. В скором времени новые "тридцатки" будут отправлены зарубежному партнеру.

Не исключено, что вскоре появится еще один вариант двухместного самолета. Он носит наименование Су-30К2 и отличается расположением летчиков "плечом к плечу". Так реализуется опыт, накопленный при постройке палубного истребителя Су-27КУБ. Данная компоновка оптимальна для обучения пилотов, а также для применения оружия класса "воздух-земля". Изготовление Су-30К2 началось в прошлом году.

Таким образом, решающим фактором коммерческого успеха КнААПО является богатый арсенал и собственно самолетов, и апробированных технических решений. Их комбинация дает несколько десятков вариантов, из которых нужный для себя может выбрать любой потенциальный заказчик из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Именно на эти регионы и обращена экспансия фирмы из Комсомольска-на-Амуре.

ВВС ПРЕДЛАГАЕТСЯ БАРТЕР

Заметим, что существующий набор экспортных вариантов специалисты считают недостаточным. Маркетинговые исследования показывают, что существует неудовлетворенный спрос в более дешевом ценовом диапазоне. Выходить на этот рынок с новыми самолетами невозможно - их цена слишком высока. В таких ситуациях ведущие мировые экспортеры авиатехники прибегают к продаже летательных аппаратов, выведенных из боевого состава своих ВВС и доработанных по требованиям заказчика. В России подобный путь используется крайне неудовлетворительно.

Между тем анализ западных данных о боевом составе ВВС показывает, что самолетов с каждым годом становится меньше. Причем это многими военными не рассматривается как негативный процесс. Больше беспокоит моральное старение авиатехники ВВС, которая по своим характеристикам начинает отставать от экспортных образцов.

Выход из этой ситуации представители промышленности видят в том, чтобы разрешить заводам осуществлять своеобразный бартер: забирать из ВВС морально устаревшие самолеты, модернизировать часть из них по заказу военных и возвращать в строй, а остальные продавать за рубеж. Однако пока, как считают представители промышленности, такие сделки еще не вошли в практику.

Что же получат ВВС в случае их осуществления? На строевых Су-27 штатное бортовое электронное оборудование заменяется на более современное. В результате истребители смогут использовать самые на сегодняшний день совершенные ракеты класса "воздух-воздух" - РВВ-АЕ, а также высокоточное оружие класса "воздух-поверхность". Возможна установка, как на Су-30КИ, системы дозаправки топливом в воздухе. Корреспонденту "НВО" стало известно, что пять Су-27 уже модернизированы в КнААПО и сейчас проходят летные испытания.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1492
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1701
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1806
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4136

Другие новости