0
783
Газета Вооружения Интернет-версия

18.08.2000 00:00:00

Оборонка не верит государству

Леонид Косалс

Об авторе: Леонид Янович Косалс - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН.

Тэги: оборона, предприятия, мониторинг


Линию государства по отношению к оборонным предприятиям можно назвать "ни мира, ни войны". Она состояла в том, чтобы, с одной стороны, выдавать авансы - обещать сравнительно большой госзаказ, который бы в той или иной мере занимал работой все предприятия ВПК и сохранял бы достаточно высокую заинтересованность их в сотрудничестве с государством. С другой стороны - постепенно уменьшать его в течение года, корректируя в соответствии с наполнением бюджета. Поведение же директоров диктовалось впервые (после десятилетий административного контроля) открывшейся возможностью принятия ответственных экономических решений, а также бесконтрольного распоряжения материальными и финансовыми ресурсами предприятий.

Названная экономическая стратегия государства в 90-е годы выражалась в его соответствующей экономической политике, и в первую очередь, в определенной "политике госзаказа".

По полученным нами данным, начиная с 1995 г., общая обеспеченность заказами по отношению к производственным мощностям предприятий почти не менялась и в 1999 г. составила точно такую же, как тогда, величину - 49%. В то же время доля госзаказа сокращалась и составила величину в 22% (см. таблицу).

Обеспеченность заказами оборонных предприятий за 1995-1999 гг.(%)

1995 1996 1997 1998 1999
Обеспеченность заказами в целом (если взять за 100% все мощности предприятия) 49 43 44 43 49
В том числе госзаказ нет данных нет данных 29 17 22

ОКОВЫ ДОЛГА

Такая политика породила долг, величину которого крайне трудно определить, так как каждый год суммы госзаказа несколько раз пересматриваются. Не говоря уже о том, что подход к госзаказу у государства и предприятий - разный. Государству выгодно считать, исходя из минимальных цифр, тогда как предприятия вынуждены ориентироваться на начальные цифры, исходя из которых они договариваются с поставщиками и банками о развертывании производства. Ясно, что такой механизм, порождающий государственную задолженность (это не случайные ошибки, а именно механизм), запутывает проблему выверки долгов и взаимных расчетов между оборонными предприятиями и государством. И, соответственно, запутывает взаимоотношения между партнерами.

По полученным нами данным (которые, насколько нам известно, примерно соответствуют оценкам, приводимым на совещаниях лидерами ВПК), по итогам 1999 г. просроченная дебиторская задолженность на одно оборонное предприятие составляла приблизительно 49 млн. руб. С учетом того, что в оборонном комплексе сейчас 1520 предприятий, ее общая величина по всему ВПК составляла 74 млрд. руб., из которых на долю государства приходилось более 35 млрд. (или 23 млн. руб. на одно предприятие). Это значит, что должники в среднем были должны в расчете на одного работника более 25 тыс. руб. (около 900 долл. США на момент опроса), из которых на долю государства приходилось более 12 тыс. руб. (более 400 долл. США). Эти цифры примерно в два раза ниже, чем в 1998 г. Но, если учесть, что девальвация рубля была четырехкратной, то можно сказать, что по сравнению с 1998 г. долги государства оборонным предприятиям возросли примерно в два раза.

В то же время сами предприятия ВПК должны банкам, своим поставщикам и другим партнерам, включая государство. Мы сделали расчет сальдо этих долгов с государством чтобы выяснить, кто в конечном счете кому должен: предприятия государству или оно им. Причем, мы брали в расчет сумму просроченной кредиторской задолженности предприятий государству без учета пеней и штрафов за неуплату налогов. Ведь на государственный долг не начисляется никаких штрафных санкций - государство себе это позволяет. Более того, манипулируя начислением штрафных санкций, которые составляют по нашим данным более половины общей суммы просроченных долгов, оно может загнать в положение безнадежного должника практически любое предприятие. По полученным нами данным, на одно предприятие величина просроченной кредиторской задолженности перед государством (без штрафов и пеней) составляла по итогам 1999 г. более 15 млн. руб., или чуть больше 8 тыс. руб. на одного работника. Это значит, что сальдо задолженности составляет приблизительно 8 млн. руб. на одно предприятие. Следовательно, в среднем государство должно более 4 тыс. руб. на каждого работника ВПК или величину, которая более чем в три раза выше его месячной зарплаты. По всему ВПК чистая просроченная задолженность государства тогда составляет более 12 млрд. руб. или более 400 млн. долл. США.

В 2000 г. часть долга государства перед оборонными предприятиями была погашена - около 40%, по оценке Анатолия Ситнова (Минобороны РФ). При этом на 1 июня 2000 г. госзаказ был профинансирован только на 6,5% от плана. Илья Клебанов говорит о 15% от годового госзаказа, которые были выплачены на конец июня. Пожалуй, это не лучше, чем в 1999 г., когда (по ответам директоров на анкету) 37% произведенной в рамках госзаказа продукции было оплачено вовремя, 29% - со значительными (более 3-х месяцев) задержками, а 34% в течение 1999 г. не было оплачено вообще. Поэтому директора всерьез не верят, что государство выполнит свои обещания: только 31% директоров в конце 1999 г. ожидало, что госзаказ будет профинансирован в заявленных объемах, остальные или не верили в это или просто не имели мнения по этому вопросу. В результате - одни долги государством погашаются, а другие - возникают.

БАРЬЕРЫ НА ПУТИ НОВОЙ ПОЛИТИКИ

Таким образом, необходимые условия для эффективной работы рыночной системы в сфере ВПК, о которых шла речь выше, пока отсутствуют. Чтобы "развернуть" рыночную систему на пользу предприятиям и обществу в целом, нужны достаточно серьезные преобразования взаимоотношений предприятий и государства. В настоящее время политика в этой сфере в очередной раз трансформируется.

Принципы новой политики сформулированы в "Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации", одобренные постановлением правительства РФ от 9 сентября 1999 г. # 1024. В настоящее время эти принципы конкретизированы почти в 30 нормативных актах, находящихся на различных стадиях разработки и утверждения.

Например, одна из важных инноваций в рамках этой новой политики взаимодействия государства и директоров - принятие постановления Правительства России от 16 февраля 2000 г. N234 "О порядке назначения директоров промышленных предприятий России". Постановление распространяется на все государственные предприятия страны и представляет собой типовой контракт, который определяет: 1) порядок проведения конкурсов на должности директоров предприятий; 2) приоритеты при отборе кандидатов на эти должности; 3) процедуры назначения и утверждения государством директоров. На протяжении всего периода реформ делались попытки регламентации формирования "директорского корпуса" и закрепления должностных прав, полномочий и ответственности. Но типового положения (контракта) до недавнего времени не существовало. В настоящее время создан не только типовой контракт, но и юридическая база, необходимая для его использования на практике. И несмотря на некоторые бюрократические "ловушки", принятый Типовой контракт в принципе может изменить те взаимоотношения между государством и директорами предприятий, которые были в СССР и в постсоветской России в 90-е годы. Причем, изменить в сторону значительно большей цивилизованности этих взаимоотношений.

Похоже, что разрабатываемая новая политика взаимоотношений государства и предприятий выражает его (государства) стремление закончить период "экономического хаоса" в этих взаимоотношениях. Однако реальных шагов в этом направлении сделано пока весьма немного. Ведь на пути осуществления этого стремления (не очень ярко выраженного) на практике лежит сложившаяся система взаимоотношений предприятий и государства, которая порождает препятствия переменам. Прежде всего - это инерция сложившейся экономической политики, которая за предыдущие 8 лет уже более или менее устоялась: выработаны приоритеты, за которыми стоят интересы определенных влиятельных финансово-производственных групп и которые воплощаются в процедуре принятия федерального и местных бюджетов; сложились определенные финансовые потоки, которые обслуживают фиксированный набор банков; выработаны определенные правила осуществления внешнеэкономической деятельности и т.д.

Чтобы выяснить, какие дефекты российской экономической политики наиболее болезненно сказываются на положении предприятий ВПК, директорам был задан вопрос: "Каковы по Вашему мнению основные дефекты политики федеральных властей по отношению к ВПК, мешающие ему работать?"

Ответы оказались такими (%):

Слишком высокие налоги - 73.

Невыполнение государством своих обязательств по госзаказу - 67.

Не проведены реструктуризация и конверсия ВПК - 50.

Управление парализовано непрерывными перестройками - 34.

Конкретные просчеты в экономический политике (слишком большие мобилизационные мощности и др.) - 20.

Неверно проведена приватизация - 17.

Слишком много барьеров для экспорта продукции военного назначения - 15.

Сумма ответов более 100%, так как респонденты могли указывать не один, а несколько дефектов политики.

Из этих данных видно, что сложившаяся экономическая политика, в рамках которой происходят взаимодействия предприятий и государства, имеет огромную инерцию, за ней стоят экономические и социальные механизмы, "пустившие корни" в российском обществе. Поэтому нет оснований ожидать, что удастся быстро избавиться от них, и соответственно перестроить взаимодействия между предприятиями и государством.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1420
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1613
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1718
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4012

Другие новости