0
3537
Газета Вооружения Интернет-версия

15.09.2000 00:00:00

Техника для войн прошлого

Тэги: бмп, армия, россия


От Советской армии нынешними Вооруженными силами унаследована система бронетанкового вооружения, включавшая различные виды транспортно-боевых средств пехоты и ориентированная на ведение крупномасштабной войны в Европе 1970-1980-х гг. Система включала в себя три основных элемента: бронетранспортеры, боевые машины пехоты (БМП) и десанта (БМД).

СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДСТВО

Наиболее массовой техникой стали бронетранспортеры БТР-60ПБ/-70/-80. Это были легкие, относительно недорогие плавающие машины, вооруженные 14,5-мм пулеметом КПВТ. Бронетранспортеры использовались как легкие колесные БМП, способные поддерживать спешенных мотострелков пулеметным огнем. Средства противодействия противника - безоткатные орудия, переносные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), пулеметы - легко поражались в окопах. Легкая бронетехника также была уязвима от огня 14,5-мм пулеметов. Технологичное колесное шасси не разрушало дорожное покрытие, имело достаточную проходимость и большой межремонтный ресурс.

Для мотострелковых частей в совершенно бездорожной местности (Сибирь, Север, Дальний Восток) использовались гусеничные бронетранспортеры-тягачи МТ-ЛБ с противоосколочным бронированием и единственным 7,62-мм пулеметом. В качестве штурмовых машин они применяться не могли и выделялись только очень хорошей проходимостью.

Для вооружения маневренных мотострелковых батальонов "первой линии" предназначались БМП-1 и БМП-2. Легкие плавающие БМП 1-го поколения предназначались для атаки позиций противника в едином строю с танками. На расстоянии 600 м (дистанция прицельного огня безоткатных орудий) производилась высадка десанта, который должен был автоматным огнем подавлять противотанковые средства. Вооружение БМП-1 было ориентировано на борьбу с танками: 73-мм орудие низкой баллистики, стреляющее реактивными гранатами от СПГ-9, противотанковый ракетный комплекс "Малютка" и пулемет. На БМП-2 под влиянием опыта ближневосточных войн 1967 г. и 1973 г. и примера стран НАТО вместо 73-мм орудия появилась 30-мм автоматическая пушка.

В конце 1970-х - начале 1980-х гг. вместо смонтированной в башне "Малютки" на крыше башни БМП-1 были установлены новые ПТРК "Фагот", затем более мощный "Конкурс". Решение оказалось не слишком удачным: блок наведения ракеты легко поражался пулями и осколками, для стрельбы наводчику нужно было высовываться из люка. На немецкой БМП "Мардер" такая установка ПТРК "Милан" была вызвана общим оборонительно-противотанковым уклоном бундесвера: в обороне "Милан" можно было снять и использовать с отдельной позиции. За это приходилось платить повышенной уязвимостью ПТРК в атаке, однако именно наступление для бундесвера было проблематично.

Сравнение с западными БМП 2-го поколения было уже не в пользу БМП-2: она превосходит по вооружению легкую французскую БМП АМХ-10Р, но равна ей в защищенности и заметно уступает по этому показателю американской БМП "Брэдли", немецкой "Мардер" и английской "Уорриор". Броня БМП-2 не защищает от огня 25-мм пушки в передней проекции и от 12,7-мм пулемета с борта. Попытка поднять защищенность БМП-2 привела к ухудшению подвижности и потере способности плавать (модификация БМП-2Д).

Одновременно для вооружения ВДВ было создано еще одно семейство боевых машин пехоты - БМД-1 и БМД-2. Эти машины имели вдвое меньшую, чем у БМП массу (7-9 т) и уменьшенную вместимость (2 человека экипажа и 5 человек десанта). Предполагалось, что для рейдов по тылам противника большего не надо, поэтому можно смириться с небольшим ресурсом ходовой части и компоновкой с задним расположением двигателя, при которой десантники должны ютиться по периметру башни и выбираться из машины через люки в крыше. Кстати, аналогичная компоновка была избрана и для БМП-3: мотострелки под огнем должны выбираться из машины через узкий лаз над двигателем. Из подбитой машины раненые будут не прыгать в кормовую дверь, а выползать по раскаленной крыше горящего двигателя.

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Советская система бронетанкового вооружения, более или менее соответствовавшая концепции тотальной войны на европейском ТВД, оказалась неприемлемой в новых условиях. Итоги второй войны в Чечне подтвердили давно наметившуюся тенденцию к повышению истребительного характера огня и защищенности целей. Десант мотострелков уже не может высадиться за 600 м от позиций противника и автоматным огнем подавить позиции противотанковых средств: ПТРК теперь спрятаны за броней, а огонь автоматических гранатометов уничтожит десант.

В этих условиях БМП стремятся под прикрытием огня танков и артиллерии прорваться к позициям противника как можно ближе и высадить десант не далее, чем за 100-150 м - на дистанции прицельного огня ручных противотанковых гранатометов (РПГ). Однако в этом случае БМП будут поражаться огнем 12,7-мм снайперских винтовок, пулеметов, 20-мм (на "Мардере"), 25-мм (на "Брэдли" и LAV-25), 30-мм (на "Уорриор") и

40-мм (на CV-90) автоматических пушек. От массированного огня всех этих средств уже не может спасти "Арена": на каждый мелкокалиберный снаряд ее зарядов не хватит.

Систему бронетанкового вооружения в связи с этим, видимо, придется пересматривать, причем универсального решения для всех проблем нет. Во-первых, войска нуждаются в новой БМП с задним расположением десантного отсека и уровнем защищенности, равным танковому. Во-вторых, необходимо создание и новых легких БМП для вооружения мобильных частей мотострелковых войск, ВДВ и морской пехоты.

Нуждается в дополнительном изучении проблема выбора базы для легкой боевой машины пехоты. Теоретически создание гусеничной плавающей БМП, обладающей высокой проходимостью в горной и болотистой местности, возможно. В определенном смысле такой машиной является БМД-3. Однако ей присущ серьезный недостаток: при аналогичном вооружении и заметно лучшей подвижности она догнала БМП-2 по массе и размерам, однако вмещает всего четверых десантников.

Но легкая БМП не может доставить пехотинцев прямо к узлу сопротивления. Десант (как в мотострелковых частях, так и в ВДВ) вынужден под прикрытием ее огня действовать в пешем порядке, и его состав необходимо доводить до 10 человек. Таким образом, готовой легкой гусеничной БМП нового поколения с задним расположением десантного отсека, равно пригодной для мотострелков, морской пехоты и десантников, не существует. Судя по всему, в планах промышленности разработка такой БМП отсутствует: Курганский завод рассчитывает прожить модернизацией БМП-3. В этих условиях военные в Чечне обходятся переделками не предназначенного для использования в качестве штурмовой машины МТ-ЛБ. Путь этот хорошо известен: на вооружении Болгарии стоит созданная на базе МТ-ЛБ БМП-23, в десятке стран мотопехота оснащена БМП на базе американского БТР М113. Эти машины могут называться современными БМП только с большими натяжками.

ВЫХОД - КОЛЕСНАЯ БМП

Видимо, имеет смысл делать легкую БМП колесной - не разрушающей дорожные покрытия и с большим межремонтным ресурсом. Разработчики рекламируют как новейшую технику БПМ-97 и БТР-90 - наследников двух известных советских БТР. Концептуальный предок БПМ-97 ("боевая пограничная машина") - БТР-152. Это типичный недорогой БТР, сконструированный из автомобильных узлов и имеющий компоновку и подвижность внедорожного грузового автомобиля. Вооружение (30-мм автоматический гранатомет и 12,7-мм пулемет) позволяет поражать легкую бронетехнику и живую силу, но не БМП. При относительно легком бронировании БПМ-97 не обладает плавучестью. Это очень неплохая машина для внутренних войск, на которой можно патрулировать городские улицы и проселки в мятежных предгорьях. ПТРК даже выглядит в ней излишним. Производство БПМ-97 для нужд внутренней безопасности - рациональная и экономичная мера. Но ведь на базах хранится много поддающихся модернизации БТР-70. Есть ли в бюджете лишние деньги для закупки специализированной техники не самой высокой боевой мощи?

Концепция БТР-90 более перспективна. Его предок - несомненно семейство БТР-60ПБ, БТР-70 и БТР-80. За четыре десятилетия эксплуатации в них устранялись различные недостатки: выход из БТР переместился с простреливаемой крыши в нижние бортовые люки, спаренные карбюраторные двигатели сменились дизелем, повысилась маневренность, усилилось бронирование. Однако семейство БТР устарело и нуждается в замене. БТР-80 не защищает от огня 25-мм пушки в передней проекции и от 12,7-мм пулемета с борта. Усиление бронирования БТР-80 невозможно: он уже сейчас по сравнению с исходным БТР-60П перетяжелен, легко вязнет на слабых грунтах. Вооружение БТР-80 не позволяет применять его в современной войне: 14,5-мм пулемет КПВТ не может пробить броню БМП 2-го поколения, а противотанкового вооружения БТР не имеет. Любое усиление вооружения ведет к сокращению объема десантного отделения.

Поскольку БТР-80 уже не поддается модернизации, имеет смысл создавать новую колесную БМП как развитие концепции плавающего восьмиколесного бронированного шасси. Эта БМП должна соответствовать минимальным требованиям: защищенность на уровне БМП 2-го поколения, перспективное вооружение, десант до 10 человек. Масса не должна превышать 20-25 т, ибо это создаст трудности при авиаперевозке. БТР-90 этим требованиям соответствует и вполне достоин обозначения "БМП": подвеска и трансмиссия позволяют идти по пересеченной местности наравне с танками, основное вооружение заимствовано у БМП-2, бронирование усилено, состав десанта увеличен. Следует однако учесть, что такая машина предназначена для локальной войны или "миротворческой" операции, поскольку она не способна бороться против современной бронетехники. Впрочем, в рамках концепции подготовки ВС в основном к локальным войнам этот недостаток может быть признан допустимым.

ОРУЖИЕ ЛЕГКИХ МАШИН

Вооружение новых БМП - отдельная проблема. БМП необходимо поражать любую легкобронированную технику, иметь превосходство в дуэли с БМП 2-го поколения, поражать танк 2-го поколения и сбивать встроенную динамическую защиту танка 3-го поколения. Это заставляет идти на повышение калибра пушки до 40-45 мм. Для уничтожения пехоты желательна установка автоматического гранатомета. Применение тяжелой БМП подразумевает взаимодействие с танками, и поэтому можно в принципе отказаться от установки на ней ПТРК, однако экономия будет небольшой, а боевая машина потеряет возможность защищаться от танков.

Для легких БМП, которые могут использоваться отдельно от танков, противотанковое вооружение необходимо. Однако именно на них ПТРК перестали устанавливать. Вооружение БМД-3 прямо заимствовано у БМП-2: ПТРК "Конкурс" установлен открыто, для стрельбы нужно высунуться из башни. А вооружение БМП-3 и БМД-3М отвечает требованиям 1970-х гг.: управляемый снаряд 100-мм пушки низкой баллистики, как его ни модернизируй, абсолютно бессилен против танков 3-го поколения, имеющих лобовую броню свыше 750 мм. А ведь через 10 лет можно ожидать массового производства танков 4-го поколения. 100-мм управляемый снаряд гарантированно поражает легкобронированную технику, танки 1-го и 2-го поколений, полевые укрепления и открыто расположенную живую силу, однако неэффективен по главной цели - современным танкам. С таким вооружением БМП-3 можно использовать в морских десантах, на труднодоступных для танков направлениях, в болотистой местности. Но так ли необходимо разрабатывать машину только для Дальнего Востока и Сибири?

Для борьбы с танками на легкой (а возможно, и на тяжелой) БМП нужен ПТРК нового поколения. Чтобы исключить гибель членов экипажа от осколков, желательно использование автомата подачи пусковых труб ПТРК на линию выстрела (такая схема использована в комплексе "Хризантема").

Проблема повышения мощи бронетехники не решается на пути модернизации существующих машин. Переоборудование БТР-80, БМП-1 и старых танков после капитального ремонта в носители комплекса "Кливер" (30-мм пушка, 7,62-мм пулемет и пакет из 4 труб ПТРК "Корнет") имеет смысл только как временная мера: она значительно повышает их огневую мощь в обороне, но никак не влияет на защищенность. Растет силуэт машины, а открытый пакет из 4 труб ПТРК - идеальная мишень для осколков. Некоторый смысл имеет переделка в БМП танков Т-55, Т-62 и Т-72 ранних серий (боевые машины БМПТ и БТР-Т), но высадка из этих машин затруднена в силу "танковой" компоновки. Самое же главное - больше 4-5 десантников в них втиснуть не удается, а этого количества мотострелков в машине недостаточно.

Таким образом армии объективно нужны три вида новых боевых машин пехоты:

- тяжелая БМП для механизированной пехоты, действующей вместе с танками;

- легкая гусеничная БМП для воздушно-десантных войск и мотострелковых частей, действующих в условиях полного бездорожья;

- колесная БМП для мобильных мотострелковых подразделений, предназначенных для действий на закрытой местности и форсирования водных преград.

Из всех этих машин в металле существует только последняя - БТР-90. С 1995 г. идут разговоры о "боевой машине ближнего боя, способной выдержать огонь противотанковых средств". Не исключено, что в условиях недостаточного финансирования создание функционально полного комплекса БМП маловероятно, и российским военным придется довольствоваться тем, что есть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1470
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1676
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1778
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4095

Другие новости