У многих армий мира были и есть средства, позволяющие в той или иной степени заглянуть за линию фронта со своей территории. Однако революция в военном искусстве, подразумевающая переход к работе с "живой" картой, началась около 20 лет назад, когда США всерьез занялись разработкой объединенной системы радиолокационного наблюдения и целеуказания ударным средствам Joint STARS. Подобная система является такой же головной болью для общевойсковых командующих и командиров, как самолет ДРЛО для авиационных.
ЧТО ТАКОЕ Joint STARS
Joint STARS - система Сухопутных войск и ВВC, предназначенная для обеспечения информацией о наземной обстановке за линией фронта в режиме реального времени, для целеуказания и управления ударными средствами, а также для информационной поддержки принятия решения на боевые действия (операцию).
Система разрабатывалась для корпусного звена. В ее состав входят самолет ВВС E-8 (модифицированный пассажирский "Боинг-707"), наземные модули, используемые сухопутными командирами и командующими, а также система обмена данными. В состав экипажа входят специалисты как от ВВС, так и от СВ. Основа системы - самолет Е-8 стоимостью 225 млн. долл. Максимальный взлетный вес самолета составляет 152 т. С полной заправкой в 70 т продолжительность дежурства составляет около 10 часов, а с дозаправкой в воздухе - 20 часов. Он предназначен для того, чтобы поднимать на рабочую высоту в 10-12 км уникальный радар - сердце системы. Для обработки радиолокационной информации используются бортовые ЭВМ с быстродействием более 600 млн. операций в секунду, а также соответствующим программным обеспечением. Процессор обработки радарных сигналов выполнен на базе коммерческой системы "Дженерал Дайнемикс".
Основные режимы работы радара - обзорный и секторный селекции движущихся целей (СДЦ), отображения стационарных целей (как РЛС бокового обзора с синтезированной апертурой) и распознавания целей. Благодаря специальным алгоритмам обработки сигнала Joint STARS может делать различие между колесными и гусеничными транспортными средствами. Сосредоточиваясь на меньшем участке местности, радарное изображение может быть увеличено на дисплее в режиме повышенного разрешения для обеспечения войск точной информацией для планирования удара. Сканирование антенны электронное по азимуту и ручное по углу места по обе стороны от линии пути. По порогу скорости обнаруживаемых движущихся целей радар не имеет аналогов.
Режим работы синтезированной апертуры и обнаружения стационарных целей (SAR/FTI) позволяет получать изображение местности, близкое к фотографическому, или карту выбранных географических регионов. Получаемые карты данных содержат точные координаты фиксированных целей типа мостов, гаваней, аэропортов, зданий, неподвижных транспортных средств и т.д. На полученную таким образом свежайшую карту местности (если выкопают новый окоп, то он будет виден) накладываются движущиеся и неподвижные объекты.
Радар циркулярно обеспечивает данными целеуказания и управления всех операторов Joint STARS и в самолете, и в наземных модулях. Эти операторы, в свою очередь, могут давать целеуказание самолетам, ракетам или артиллерии для огневой поддержки. За 8 часов полета радар с дальностью действия 250 км может отслеживать обстановку на площади более миллиона кв. км.
Находясь над расположением своих войск, Е-8 может "заглядывать" в глубину оперативного построения противника, обнаруживать и сопровождать движущиеся и стационарные наземные цели, а также формировать близкую к фотографической картину местности на глубину около 150-200 км от переднего края в зависимости от положения зоны дежурства. По закрытым линиям связи, в том числе и спутниковым, информация о наземной обстановке на территории противника передается на наземные командные модули Сухопутных войск на ТВД, пункты управления ВВС, или центры военного анализа, отстоящие от точки конфликта на тысячи километров. Получение такого доступа к информации позволяет контролировать кризисную ситуацию до начала конфликта и в нужный момент применить военную силу ограниченно или по полному сценарию.
На борту Е-8 оборудовано 18 автоматизированных рабочих мест (АРМ). Одно - навигации и управления бортовым комплексом обороны, а остальные 17 - унифицированные. С них производится планирование маршрута, контроль формирования и отображения картографического и гипсографического изображения района разведки, управление радаром, обнаружение и анализ угроз, целераспределение, расчеты по наведению и наведение ударных средств, вычисление координат передатчиков помех и ряд других функций. На борту Е-8 работают 18 (28 - при повышенной продолжительности) офицеров-операторов СВ и ВВС. Летный экипаж - 3 и 6 человек соответственно.
Существует две версии наземного модуля: средний, на базе двух стандартных армейских 5-тонных грузовиков, и легкий, на базе 2-х многоцелевых автомобилей.
Для ведения круглосуточного наблюдения из одной зоны дежурства в воздухе требуется четыре самолета. Первоначально исходили из расчетов, что три зоны перекроют ТВД. Но опыт работы в гористой местности Боснии показал, что их потребуется больше. По некоторым оценкам, для полного перекрытия двух ТВД необходимо более 30 самолетов на шесть зон, по 5 в каждой. Количество Е-8, закупаемых армией США, прекрасный показатель намерений. Из нехитрых расчетов можно догадаться, на какой размах боевых действий рассчитывают Штаты в перспективе.
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ
В феврале 1990 г. опытный самолет Е-8А участвовал в учении "Early Look" в Европе. Программой предусматривалось выполнение нескольких полетов в Англии и Западной Германии. Они были успешными и продемонстрировали возможность системы функционировать в сложной электромагнитной обстановке.
Пожалуй, самой драматической точкой программы стали сентябрь и октябрь 1990 г. В то время как комиссии по делам вооружений в Белом доме и Сенате всерьез подумывали о закрытии программы Joint STARS как бесперспективной, опытный Е-8А снова перелетел в Европу для испытаний. Часть программы включала участие в учениях VII Корпуса СВ "Глубокий удар" в Германии. Учебная оперативная обстановка на "Глубоком ударе" моделировала массированное наземное наступление советских войск против НАТО.
В критический момент генерал-лейтенант Фредерик Франкс, командующий VII Корпусом СВ, использовал Joint STARS для обнаружения и контратаки быстро выдвигающейся "советской" колонны бронетехники, которую изображали канадские танки. В результате боя было "уничтожено" более пятидесяти танков "противника".
По прибытии корпуса в Саудовскую Аравию в начале декабря, Франкс доложил генералу Норману Шварцкопфу о необходимости привлечения Joint STARS к обеспечению действий войск. Группа разработчиков системы была вызвана в Эр-Рияд для краткого доклада штабу Шварцкопфа, и уже 18 декабря в Штаты пришел приказ готовить два опытных E-8A к участию в операции "Щит пустыни".
Самолеты прибыли в Саудовскую Аравию в январе 1991 г., как раз к началу "Бури в пустыне". В ходе войны было выполнено 49 вылетов Е-8А на обеспечение коалиционных сил. Чаще всего упоминаются два специфических примера.
Первый, когда Joint STARS обеспечивала наблюдение за полем боя в ходе сражения за саудовский город Хафья, расположенный чуть южнее Эль-Кувейта по побережью. Е-8А передавал обстановку на наземный модуль морской пехоты и обнаружил примерно 80 единиц бронетехники, выдвигающихся к городу. Это был вводимый в сражение второй эшелон иракцев. Вызванная тактическая авиация атаковала и остановила эти силы. Командование морской пехоты теперь знало, что дополнительные силы противника в сражение введены не будут. Это был превосходный пример того, что система действительно действует на стыке двух видов ВС.
Второй пример - обнаружение ночного отступления иракцев из Эль-Кувейта. По словам офицера, дежурившего в ночь 25 февраля на командном пункте Шварцкопфа, на экране Joint STARS появилась "огромная зеленая гусеница", медленно ползущая на северо-запад к иракской границе. Центр управления боевыми действиями авиации (ЦУБДА) своевременно использовал тактическую авиацию для изоляции и уничтожения иракских колонн на дорогах из города. По целеуказанию с Е-8А, вызванные ударные самолеты поразили голову и хвост колонны, а затем уничтожили практически всю бронетехнику и автомобили, взятые в столице Кувейта в качестве трофеев.
После удачного использования опытных Е-8А в иракской войне, Сенат сразу же санкционировал производство к 1994 г. шести самолетов, хотя план ВВС был на три. ВВС высказали возражение против этого решения, посчитав его слишком поспешным. Война высветила проблемные области в эксплуатации системы, и требовалось сначала серьезно доработать ее, а потом уже увеличивать объемы производства.
В декабре 1993 г. "Грумман" передала в состав ВВС первые два E-8A. 27 июня 2000 г. ВВС приняли 93 авиакрыла управления восьмой Е-8С и перегнали его с завода "Грумман" во Флориде на авиабазу ВВС Роббинс, штат Джорджия.
В ходе совместного учения "Фоал Игл" в 1997 г. в Корее Joint STARS во взаимодействии с патрульным самолетом-разведчиком 7 флота помогла построить картину тактической обстановки для сил флота при высадке морского десанта. Отслеживая все перемещения с расстояния до 250 км на площади более чем 20 000 кв. км, Joint STARS дала командованию морского десанта точную тактическую картину в районе предстоящих действий.
Используя информацию, "сбрасываемую" с Е-8С Joint STARS, самолет P-3 ВМС США мог получать с помощью бортовой видеокамеры высокого разрешения оптическое изображение крупного плана любого нужного района. Видеоизображение с борта P-3 передавалось на корабли и через телевизионную систему отображалось на соответствующих рабочих местах руководства.
В ходе работы в Боснии с 1 по 13 июня 2000 г. были установлены и испытаны усовершенствованные рабочие места, завязанные на Joint STARS через спутниковые каналы. После их установки пользователи немедленно ощутили эффект от потока информации о наземной обстановке от радара Е-8С. В операции коалиционных сил в Югославии в прошлом году Joint STARS использовалась весьма успешно.
НЕДОСТАТКИ
В то же время эффективность системы оказалась ниже ожидаемой.
По оценкам зарубежных экспертов, в основу которых легли результаты проведенных в 1998-1999 гг. ВВС США испытаний системы "Джистарс", а также опыт ее боевого использования в операциях на Балканах, система воздушной разведки имеет следующие общие оперативно-технические недостатки:
- не приспособлена к действиям в условиях горной местности из-за большого количества зон затенения РЛС;
- не приспособлена к ведению разведки бронированных целей в населенных пунктах и лесных массивах;
- не способна обеспечить селекцию истинных и ложных подвижных объектов противника;
- в варианте использования ее в качестве разведывательной системы не обеспечивается без корреляции с данными других видов разведки однозначность выводов о характере действий и намерениях противника;
- отсутствуют отработанные алгоритмы взаимодействия с другими разведывательными системами, такими, как "Авакс", "Гардрейл Коммон Сенсор" и "АРЛ-М", что приводит к невозможности реализации режимов загоризонтного обнаружения.
К техническим недостаткам воздушного элемента системы - самолетов Е-8С, относятся следующие:
- планер данных машин эксплуатируется в течение 25-30 лет (серийное производство самолетов "Боинг-707" прекращено в 1997 г.) и, несмотря на проводимые программы по продлению сроков технической эксплуатации, ВВС не планируют производить полную замену носителя, что приводит к повышения стоимости жизненного цикла и системы в целом;
- на самолете установлены устаревшие двигатели JT3D-7, которые имеют недостаточную тягу для обеспечения взлета с максимальной взлетной массой 152 400 кг на аэродромах с длиной ВПП менее 3 км. В сложных метеоусловиях (сильный боковой ветер, дождь, туман) не обеспечивается взлет машины с полной массой топлива 70 т, что приводит к необходимости дозаправки в воздухе. Кроме того, по той же причине машина не соответствует тактико-техническим требованиям по скороподъемности, практическому потолку и продолжительности патрулирования в заданной зоне;
- сложность технической эксплуатации, большие трудозатраты на подготовку к повторным вылетам из-за отсутствия встроенных систем контроля не позволяют использовать Е-8С с максимальной эффективностью, в особенности, в конфликтах высокой интенсивности;
- процессоры бортовой системы планирования полетного задания недостаточно надежны, что приводит к сбоям и перемежающимся отказам (отмечалось как в ходе боевого применения, так и во время испытаний). Бортовая ЭВМ имеет малые резервы по наращиванию вычислительных мощностей, что не позволяет использовать некоторые алгоритмы обработки радиолокационных изображений;
- бортовая РЛС имеет пониженные характеристики, не соответствующие требованиям при разведывательном обеспечении высокоинтенсивных боевых действий. К ее недостаткам можно отнести: низкий энергетический потенциал, малые скорость и зона обзора пространства (РЛС имеет одностороннюю фазированную антенную решетку с зоной обзора 120╟, сканирование по углу места осуществляется механически), недостаточная для уверенной идентификации целей разрешающая способность (2-3 м) и отсутствие режима обратного синтезирования апертуры антенны, необходимого для точного определения координат движущихся целей.
ПЕРСПЕКТИВЫ
В соответствии с имеющимися договоренностями "Грумман", как основной подрядчик, и "Рейтеон", как субподрядчик, занимаются совершенствованием радара Е-8С и осуществляют разработку, испытание и установку на борт его новых версий. Будет увеличиваться (планируется, что вдвое) дальность обнаружения и сопровождения с одновременным улучшением точностных характеристик. Расходы на эту программу могут составить около 100 млн. долл. в год.
Одно из направлений - придание системе возможностей по обнаружению не только движущихся наземных, но и воздушных целей. Разработчики полагают, что смогут нарастить возможности радара Joint STARS таким образом, что он будет обнаруживать и сопровождать скоростные малозаметные цели размером с крылатую ракету на дальностях в несколько сот километров. Доработка будет заключаться в дополнительной установке небольшого устройства и улучшения управления электронным сканированием антенны.
Кроме повышения надежности связи предусматривается улучшение возможностей Е-8С по управлению боевыми вертолетами и тактическими истребителями при уничтожении наземных целей. Планируется развитие обратной связи, то есть передачи имеющихся данных об обстановке с борта ударного самолета (вертолета) на борт Е-8 в общую "копилку" информации.
До недавнего времени обеспечивалось получение приблизительной информации о стационарных целях и картографирование местности. Планируется получить в этом режиме работы некоторые возможности по распознаванию типа целей, в частности - пусковых установок оперативно-тактических ракет.
Е-8С имеет ограниченные возможности по распознаванию целей. Совершенствованию подлежит способность обрабатывать всю имеющуюся в наличии информацию и с некоторой достоверностью идентифицировать тип цели (танк, БТР, пусковая установка, БМП, вертолет, грузовик и т.д.) независимо от того, движется она или нет.
АВАКС и Joint STARS "В ОДНОМ ФЛАКОНЕ"
Сегодня ВВС США могут инициировать разработку нового самолета, который объединит в себе возможности E-3 АВАКС и E-8 Joint STARS. Новый радар может быть установлен на небольшой, более современный самолет, который дешевле 40-летних "Боинг-707". Об этом свидетельствует снижение активности по совершенствованию системы АВАКС. Авиакомпании уже стоят в очереди со своими предложениями по самолету новой системы. "Боинг" - с новой 737-й моделью, "Дженерал Дайнемикс" - с "Гольфстрим V", "Бомбардиер" - с "Глоубал Экспресс" и "Астор". В части, касающейся бортовых РЛС, готовы к борьбе за эти заказы "Нортроп-Грумман" и "Рейтеон". Они видят перспективу для такого самолета на международном рынке.
20 лет разработки и применения системы Joint STARS привели США к мысли, что нужно создавать систему, объединяющую в себе возможности обнаруживать все как в воздухе, так и на земле, то есть трехмерную воздушно-наземную картину обстановки на ТВД. Если мы всерьез задумаемся над созданием системы, подобной Joint STARS, то будет правильно, если под фюзеляжем нашего А-50 появится еще одна антенна. Такой самолет может обрести жизнь только при совместных усилиях Сухопутных войск и ВВС.