Перспектива
В ТЕЧЕНИЕ последних 10-15 лет ОПК по различным причинам "разваливали". Основные фонды, кадры, задельные разработки и технологии "постарели", отстали от времени; оснащение армии, выпуск гражданской продукции находятся на невысоком уровне. В тот же период развитые страны Запада сделали технологический рывок, приведший к существенному усилению их военного потенциала, к насыщению и даже перенасыщению рынка высокотехнологичных товаров. Поэтому на задачу удержания технологического потенциала РФ на уровне передовых западных стран практически нет временного ресурса. Это требует принятия однозначных приоритетных программ развития ОПК и жесточайшего контроля их выполнения, что невозможно без структурной реформы оборонного комплекса и государственного управления им.
Системный кризис возможно преодолеть только системными методам, поэтому необходимо сопряжение и взаимозависимое проведение реформ армии, ОПК, науки, образования, финансово-экономической инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности и т.п.
ВТС хоть и не признается по ряду причин системообразующим фактором, но способно все же дать весомые финансовые ресурсы. Высокотехнологические гражданские проекты из-за малой покупательной способности населения также самостоятельно не могут быть системообразующими. Гособоронзаказ по смыслу является таковым, но этих денег, как правило, не достает. Однако, если провести жесткую и достаточно глубокую унификацию по этим трем направлениям по основной номенклатуре продуктов, в итоге можно сформировать системообразующую программу, обеспеченную денежными средствами. Такую программу уже можно положить в основу реформы ОПК.
Следует подчеркнуть также важность реализации "матричного" принципа реформирования ОПК: образовывать вертикально-интегрированные структуры по конечным финишным объектам, горизонтально-интегрированные же структуры - по профильным технологиям и комплектующим изделиям для них.
Сокращение производственных предприятий при реструктуризации позволит сконцентрировать ресурсы на стратегически важных направлениях, сократить время создания новых комплексов вооружения и гражданских товаров, повысить управляемость ОПК. Однако чрезмерное увлечение количественными показателями может привести к обратному эффекту. Интегрированные структуры должны иметь не отраслевую, а продуктовую ориентацию. При этом следует учесть, что у нас из-за ряда социальных и финансовых проблем технологии и кадры не мобильны.
Успешно работающие предприятия являются привлекательными для зарубежных и отечественных инвесторов и поэтому их собственность будет активно выкупаться. Поэтому не исключено, что в результате у государства окажется недопустима малая доля собственности стратегически важных предприятий. Вот почему предлагается ежегодно обновлять список подобных предприятий и запрещать продажу их акций в текущем году.
Ввиду того что при сокращении численности армии обороноспособность РФ не должна снижаться, необходимо оснащение ВС новыми высокоэффективными комплексами вооружения. С этой целью в программах развития следует предусмотреть программы подготовки квалифицированных кадров - научных, инженерных, рабочих специальностей.
Еще один вопрос, требующий решения, - новая мобилизационная политика, минимизация средств на содержание мобилизационных мощностей, обеспечение высокой степени их готовности. По нашему мнению, эти задачи можно решить при использовании мобилизационных мощностей для производства высокотехнологичных гражданских товаров и в интересах ВТС.
Представляется важным расширение ВТС (и в этом необходима помощь на самом высоком государственном уровне) не только в качестве источника поступления значительных финансовых ресурсов, но и как одного из основных способов развития новых направлений и технологий создания ВВТ.
Из-за недостаточной развитости внутреннего рынка высокотехнологических гражданских товаров и услуг, высокой степени конкуренции с западными товарами, низкой платежеспособности населения, требуется осуществление протекционистских мер со стороны государства по поддержке внутреннего рынка (в том числе лизинга гражданской авиационной техники).
При повышении тарифов на энергоресурсы и транспортные услуги политика ценообразования на продукцию ОПК становится неопределенной. Взаимосвязь госзаказа и системы ценообразования должна распространяться на всю кооперацию, включая энергетическую и транспортную составляющие, а также материалы. Недопустимо менять ценовую политику в пределах годовых бюджетных обязательств.
В целом бюджетная политика должна отвечать законам РФ и смыслу производственного процесса. До настоящего времени ни разу не выплачивались в начале года 40-процентные авансы, своевременно не осуществлялись расчеты за выполненные работы, включая погашения задолженности предыдущих лет. Целесообразно рассмотреть дополнительные нормативные акты по видам и срокам уплаты налогов, согласованные с динамикой производства, не приводящие к нарушению или ослаблению мотивации при производстве по значимым работам госзаказа, ВТС, развитию технологической базы производства.
Особо следует осветить вопрос об участии самих предприятий в реализации программ научно-технического развития ОПК. Средства на развитие основных фондов предприятий должны быть сопоставимы с финансовыми вкладами западных фирм-конкурентов. Этого можно достичь только консолидацией средств самих предприятий и бюджетных средств освобождением прибылей предприятий от налогов, льготами по таможенным и иным сборам, а также привлечением инвесторов под государственные гарантии.
Ряд предприятий содержит и развивает уникальную стендовую и исследовательские базы, сложные и дорогостоящие полигоны и аэродромы. Зачастую стоимость их содержания непосильна для отдельных предприятий, поэтому целесообразно отказаться от сбора налогов на это имущество и землю под ними.
Для решения указанных проблем крайне необходимо создание оперативного межведомственного органа с участием регионов и корпоративных организаций, который бы координировал и управлял процессом реформы и развитием ОПК.