0
1339
Газета Вооружения Интернет-версия

05.07.2002 00:00:00

"Интеллект" для российского истребителя пятого поколения

Тэги: ФазотронНИИР, истребитель аятого поколения


Позиция

Истребитель пятого поколения сверхмногофункционален и должен иметь бортовое радиоэлектронное оборудование с весьма высокой степенью интеллектуальности, которое и определяет его боевую эффективность.

По зарубежным оценкам, стоимость устанавливаемого на истребитель пятого поколения оборудования существенно увеличивается и составляет свыше 40% его полной стоимости (стоимость 4-го поколения была лишь 10-15%). При этом составляющие нового боевого комплекса - планер, двигатель, бортовое оборудование и вооружение - должны гармонично дополнять друг друга.

Бортовое оборудование истребителя пятого поколения должно содержать большое количество пилотажных, навигационных и боевых информационных подсистем, которые не могут объединяться федеративно, т.е. равноправно, а входят в две интеллектуальные системы:

- пилотажно-навигационную, с информационно-управляющим полем кабины самолета;

- систему управления вооружением и обороной самолета (СУВО), представляющую собой информационно-боевой радиоэлектронный комплекс (РЭК), основой ее является БРЛС, которая дальше всех "видит цель", причем при любой погоде, днем и ночью.

На самолете пятого поколения система управления вооружением и обороной должна представлять собой единый комплекс, включающий в себя следующие боевые информационные системы:

- радиолокационную;

- оптико-электронную;

- радиотехнической разведки;

- РЭП (радиоэлектронного противодействия);

- аппаратуры группового взаимодействия;

- исполнительную систему управления оружием;

- бортовое оружие.

Не преуменьшая значения всех систем, входящих в СУВО, следует отметить особую роль БРЛС истребителя пятого поколения, поскольку возросшие скорости истребителя, его ракет и целей делают главным вариантом его боя дальний ракетный бой, обеспечить который способна только БРЛС (подробно об особой роли бортовой радиолокационной подсистемы истребителя пятого поколения мы рассказали в публикации "Радиолокация формирует облик истребителя пятого поколения", опубликованной в журналах "Военный парад" и "Вестник авиации и космонавтики" в 1999 г.). Требование одновременной работы этой БРЛС по многим целям делает необходимым использование в ней антенны с электронным сканированием, реализованным в фазированной антенной решетке (ФАР). Необходимость одновременной работы по воздушным и наземным (надводным целям) в большом секторе обзора (╠70 градусов) с обеспечением высокой помехозащищенности и надежности требует использования именно активной ФАР (АФАР), несмотря на сложность решения этой задачи и большую стоимость по сравнению с пассивной ФАР (ПФАР).

Полемика, развернувшаяся у нас в стране: каким путем идти - ПФАР или АФАР, - опоздала по отношению к мировому процессу создания БРЛС для истребителя пятого поколения. Эта полемика прошла за рубежом в 90-х гг., и мир выбрал АФАР. Поэтому сегодня подобный спор - это пустая трата времени. Поскольку зарубежный истребитель пятого поколения будет иметь АФАР, то АФАР должен иметь и российский истребитель. Предлагать же сегодня протащить в него ПФАР способен лишь тот, кто стремится сбыть свой "залежавшийся товар". Какой же смысл создавать суперсамолет и оснащать его бортовым интеллектом позавчерашнего дня?!

Теперь, возможно, самый главный вопрос: кому же поручить работу по созданию интеллекта истребителя пятого поколения, его бортовых радиоэлектронных систем? Организовать конкурс технических проектов с изготовлением и испытанием экспериментальных образцов - нет ни средств, ни времени. Так что предприятие-исполнителя придется выбирать по "бумажным" эскизным проектам. При этом на осуществляющих этот выбор представителей государства ложится огромная ответственность, требующая тщательно изучить предприятие, которому должна быть поручена работа по созданию интеллектуальных радиоэлектронных систем истребителя пятого поколения.

Это предприятие, на наш взгляд, не может быть фирмой-новообразованием, неизвестно откуда взявшейся, так как у них есть свойство исчезать неведомо куда, когда средства израсходованы и подходит время предъявлять результаты.

Это не может быть и старым заслуженным предприятием, берущимся из-за отсутствия заказов за работу не по своей тематике.

Это не может быть и предприятием, создавшим за всю свою историю лишь одну-две подобные системы, да и то не самостоятельно, а совместно с кем-нибудь.

На наш взгляд, такую работу можно поручить только предприятию, имеющему многолетний опыт работы, собственную научную школу и техническую базу, обеспечивающую работу в этой области науки и техники. Предприятию, имеющему большие заслуги работы в прежних условиях и доказавшему свою жизнеспособность в период реформ, имеющему положительные результаты своей деятельности и сегодня - ибо только они являются показателем того, что оно способно решать на высоком техническом уровне сложные задачи сегодняшнего дня.

"Фазотрон-НИИР" работает в радиолокации 60 лет, из которых 47 лет разрабатывает самолетные радары. Практически все отечественные истребители, перехватчики и штурмовики, принятые на вооружение после 1960 г., имеют радары, созданные "Фазотроном". Первый российский современный радар, созданный в годы реформ и серийно выпускаемый - фазотроновское "Копье" - обеспечивает многофункциональность летательного аппарата: работу по воздушным, наземным и надводным целям, управляет самым современным высокоточным оружием.

"Фазотроном" создана унифицированная система разработки и изготовления авиационных радаров открытой архитектуры, основой которой являются унифицированные ряды их составных частей - блоков и устройств, что позволяет не разрабатывать отдельный радар для модернизации каждого летательного аппарата, а лишь адаптировать его. Это позволит осуществить комплексную модернизацию парка отечественных летательных аппаратов, увеличив их боевую эффективность в 2-7 раз, доведя, в частности, истребители до уровня поколения "4+".

Для реализации такой модернизации подготовлен серийный выпуск ряда радаров - "Жук", "Жук-МЭ", "Жук-МСЭ", "Копье-М", "Копье-Ф" ("Фараон"), "Жук-МФ" ("Сокол"), "Арбалет".

"Фазотрон" уже несколько лет активно ведет работу по созданию активных ФАР, а учитывая, что практически ни одна разработка "Фазотрона-НИИР" не легла на полку, можно с уверенностью сказать, что не ляжет и эта.

Для создания бортового радиоэлектронного комплекса истребителя пятого поколения должна быть создана команда из проверенных фирм-разработчиков радиоэлектронной аппаратуры. На наш взгляд, она могла бы выглядеть так:

- СУВО, включая радиолокационную станцию с АФАР - "Фазотрон";

- пилотажно-навигационный комплекс и информационно-управляющее поле - Раменский НПЦ "ТехноКомплекс";

- комплексирование всех бортовых систем самолета - ГОСНИИАС.

Необходимо понимать, что все эти работы не менее важны, чем создание новейшего планера для истребителя пятого поколения - ведь известны случаи, когда самый замечательный самолет "не пошел" из-за такой "малости", как отсутствие радара!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1080
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1477
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1112
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
925

Другие новости