Новинка
ПЫЛАЮЩИЕ леса стали настоящим бедствием человечества. Масштабы лесных пожаров в России и наносимый ими материальный ущерб всегда приносили больше бед, чем в других странах. Это объясняется тем, что на необъятных просторах нашей страны леса и запасы ценных пород хвойных деревьев занимают самые большие площади в мире.
Статистика показывает, что число ежегодно возникающих лесных пожаров из года в год растет. Если раньше интервал между крупными пожарами составлял примерно 3-4 года, то последние несколько лет эти бедствия являются к нам ежегодно, распространяясь на огромных территориях. Дымы от пожарищ проникли на улицы крупных городов и даже в столицу России, создавая невыносимые условия для здоровья миллионов людей.
Наша небогатая страна беспомощно пытается тушить лесные пожары, распространяющиеся на миллионы гектаров, посылая для этого несколько штук пожарных самолетов стоимостью 25 млн. долл. каждый, чуть большее количество вертолетов с десантом в несколько десятков человек, вооруженных ранцевыми огнетушителями. Авиация может использоваться только днем и только в хорошую погоду. Работа пожарной авиации при верховых пожарах опасна, сброс воды с больших высот малоэффективен, места базирования пожарной авиации далеко расположены от мест стихии.
Высокоэффективной наземной техники для тушения лесных пожаров в России нет. Находящиеся на вооружении пожарных частей автоцистерны АЦ-40 (375)-Ц-1А и другие пожарные автомобили не предназначены для работы в труднопроходимой тайге и имеют малый запас воды (до 4 тонн).
Дорожно-строительная техника, способная валить лес, расчищать завалы, создавать минерализованные полосы, прибывает на место пожаров тогда, когда скорость распространения пламени начинает обгонять скорость движения в лесу тракторов. Огонь пожирает эту технику. Те автомобили с бензиновыми баками, которые с огромными трудностями добираются к пожарам, не могут вплотную приблизиться к кромке пожара. В огонь и дым идут люди с лопатами. Чаще всего их оружием против огня являются ветки деревьев и мокрые швабры, которыми и сбивается пламя.
Неужели в XXI в. Россия не способна противостоять огненной стихии?
Может! В Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (ФГУП "УКБТМ", Нижний Тагил), разработавшем и вооружившем страну лучшими в мире танками Т-34, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-90С, инженерной техникой, колесными и гусеничными экскаваторами, универсальными малогабаритными погрузчиками, найдено решение для тушения лесных пожаров. Уральские конструкторы предлагают использовать для тушения пожаров и доставки средств пожаротушения высокопроходимое гусеничное шасси танка Т-72, успешно испытанного в различных природно-климатических условиях практически на всей территории бывшего Советского Союза, включая горы Кавказа, пустыни Средней Азии, таежные леса, полесские болота Белоруссии.
Танк способен преодолевать глубокие броды, рвы, косогоры, подъемы, вертикальные стенки, двигаться по радиоактивно зараженной местности, в среде отравляющих газов, противостоять напалму┘ Множество этих полюбившихся в армии танков - прекрасных, но уже морально устаревших, выведенных из состава Вооруженных сил России - можно использовать в новом качестве практически без доработки шасси.
Для перевоплощения боевой машины в пожарную достаточно вместо башни установить на штатный погон специальную поворотную платформу с кабиной, пожарным оборудованием и баками для воды вместимостью 9 тонн. Применение модульной схемы платформы дает возможность применять машину для выполнения разнообразных задач МЧС, РАО "ЕЭС" и военных.
Лесопожарный танк укомплектован съемным серийно выпускаемым бульдозерным отвалом с дистанционным автономным гидроприводом, серийным пожарным оборудованием, кондиционером. Сборка лесопожарного танка может производиться вне заводских помещений при наличии обычных грузоподъемных средств, применяемых в народном хозяйстве. Уровень защиты экипажа и пожарного расчета в количестве 6 человек от различных факторов внешнего воздействия превосходит все известные образцы пожарной техники.
В целом лесопожарный танк имеет неоспоримые преимущества перед всеми зарубежными и отечественными средствами для тушения крупных пожаров, оцениваемых по критерию "тактика-эффективность-стоимость".
Аналогов ему нет. Конструкция лесопожарного танка имеет правовую защиту в России. По совокупности реализуемых технических решений один такой танк заменяет собой комплекс машин, применяемых при тушении пожаров:
- 2-3 автоцистерны АЦ-40 (375);
- бульдозер;
- 8-10 тракторов при прокладке минерализованных полос;
- вездеходный транспортер для перевозки пожарного расчета;
- машину связи.
Танки Т-72 находятся на вооружении более чем в 20 странах мира, в которых есть леса и случаются пожары. Вопрос о продлении жизненного цикла этих танков при конвертировании их в лесопожарный вариант может оказаться привлекательным для многих государств.
ФГУП "УКБТМ", понимая актуальность стоящей проблемы, способно в короткие сроки выполнить ОКР по разработке и созданию лесопожарного танка с уникальными техническими характеристиками. Наши предложения изучены Главным автобронетанковым управлением Министерства обороны РФ и одобрены им.
Для определения объемов производства и формирования цены лесопожарного танка при серийном производстве для нужд регионов требуется знание потребного количества этих машин и объема возможного финансирования работ по развертыванию серийного производства на крупнейшем машиностроительном предприятии страны -Уралвагонзаводе.
К сожалению, наши обращения по этому вопросу к 15 главам административных образований, территории которых объяты пожарами, остались без ответа. Дело за министерствами по чрезвычайным ситуациям, обороны, природных ресурсов и другими заинтересованными ведомствами страны.