0
6790
Газета Вооружения Интернет-версия

06.12.2002 00:00:00

Ту-330 дешевле Ан-70

Владимир Ростопчин

Об авторе: Владимир Васильевич Ростопчин - кандидат технических наук.

Тэги: Ан70, Ту330


ДЛЯ того чтобы разобраться в сути проблемы с транспортным самолетом Ту-330, необходимо уяснить: какая машина и для чего нужна ВВС и авиации ВМФ. Транспортная авиация предназначена для перевозки по воздуху частей и подразделений (личного состава и военной техники) ВС в военное и мирное время.

Современные и будущие военные конфликты теряют свою глобальность и приобретают региональный характер, что ведет к резкому возрастанию требований к мобильности. Для России фактор больших расстояний был важен всегда, а в связи с сокращением численности личного состава ВС его роль существенно увеличилась. Нарастающую проблему замены парка ВТА можно решать разными путями, крайние из которых - заказ самолетов у отечественных производителей и покупка за рубежом.

Последнее всегда дороже и приводит к потере самостоятельности. Случай с Ан-70 в этом отношении весьма показателен: Россия финансирует и поддерживает авиационные предприятия другой страны, которая в отношении России ведет не самую лояльную и честную политику. Отечественный разработчик оказывается на голодном пайке.

Самолет Ту-330 создается в соответствии с Постановлением правительства РФ # 369 от 23 апреля 1994 г. по техническому заданию Министерства транспорта РФ и изначально задумывался как рабочая лошадка транспортной авиации, а также для замены парка устаревших Ан-12. Поэтому в его конструкции нашли отражение основные требования российских военных:

- надежность в сочетании с высокой боевой живучестью;

- высокая эксплуатационная и ремонтная технологичность;

- унифицированность;

- транспортная эффективность;

- высокая безопасность полета и соответствие классу.

Средний транспортный самолет Ту-330 (Ту-204-330) в отличие от транспортного самолета промежуточного класса Ан-70 более чем на 70% унифицирован с самолетом-прототипом Ту-204 и, по сути, является его грузовой версией. В его силовой установке могут использоваться как минимум три типа двигателей: существующий ПС-90А, перспективный НК-93 и британский RB-211. Отличная аэродинамика самолета дает возможность осуществить безопасный взлет с одним отказавшим двигателем и посадку при отказе обоих.

Для Ан-70 отказ одного из четырех двигателей с высокой вероятностью приводит если не к катастрофе, то к серьезной аварии. Это связано с тем, что значительная часть подъемной силы крыла создается при обдуве его струей от винта. При отказе двигателя появляются сильные разворачивающий и кренящий моменты, требующие симметричного снижения мощности силовой установки. Такой исход событий и был продемонстрирован под Омском. Для военного самолета, по которому будет осуществляться огневое воздействие, такие особенности в принципе недопустимы.

В отличие от Ан-70 при разработке самолета Ту-330 были учтены практически все возможные особенности военной эксплуатации авиатехники в России и основными критериями его оценки являются надежность, простота и дешевизна эксплуатации. Исследования показали, что эксплуатационные затраты на Ан-70 будут в 3-3,5 раза выше, чем у Ту-330.

Учитывая российские военные стандарты и перспективы развития систем вооружений ВС РФ, летные, конструктивные и эксплуатационные характеристики Ту-330 в максимальной степени приближены к базовому самолету для создания целого ряда модификаций не только для решения транспортных задач, но и для непосредственного обеспечения боевых действий, в том числе и перспективных систем вооружения боевой авиации. Так как самолет практически готов к производству, то его первый летный экземпляр может быть построен в срок от полутора до двух лет. На сертификационные испытания нужен всего один год.

Уровень доведенности сложного Ан-70 и его узлов на сегодня таков, что понадобится не менее 5 лет для устранения конструктивных недостатков самолета и его систем. По существу, он представляет собой экспериментальный самолет с экспериментальной силовой установкой и неясным техническим будущим. Учитывая особенности аэродинамической компоновки его планера и роль силовой установки в создании подъемной силы на взлетно-посадочных режимах, доработки двигателей до высочайшего уровня надежности потребуют очень больших российских инвестиций в украинскую авиационную (моторостроительную) промышленность. Важно и то, что до сих пор не решен вопрос о правах на интеллектуальную собственность по этому самолету.

В свое время наше государство уже вложило в проект самолета-прототипа Ту-204 более 3,5 млрд. долл. Сформирована серийная кооперация, создан серьезный научно-технический задел, позволивший с высокой достоверностью согласовать характеристики будущего транспортного самолета Ту-330 с требованиями военного заказчика. Решены вопросы интеграции этого самолета не только в систему вооружений ВС РФ, но и в транспортные системы других ведомств. Сумма, необходимая для реализации программы выпуска 10 самолетов на 7 лет, составляет 340 млн. долл. Стоимость НИОКР, включая подготовку к серийному производству и выпуск 3 машин, из которых одна - летный образец, составляет всего 140 млн. долл.

Однако дело заключается не в деньгах. Сегодня при гарантиях возвратности найти средства нетрудно. Проблема в том, что в продолжении работ по Ан-70 заинтересованы лица, которым безразлично состояние военной и экономической безопасности России. Они же и вводят в заблуждение не только общественность, но и руководство страны. Естественно, что Ту-330 им мешает.

Самолет Ан-70 не вписывается в систему вооружений ВС РФ, так как с самого начала разработчик решил в нем учесть требования стандартов НАТО. По своим характеристикам Ан-70 ближе к Ил-76, чем Ту-330. Чтобы этот самолет интегрировать в транспортную систему ВВС РФ надо подогнать под него все оборудование, вооружение и военную технику. В реальности разработчик Ан-70 ставит перед собой цель - вытеснить с российского рынка все транспортные самолеты российского производства, заменив их клонами Ан-70.

Оценки экспертов НАТО по этому самолету совпадают с оценками отечественных специалистов: сложно, ненадежно, дорого и долго.

Да, имеется межправительственное соглашение о совместной разработке Ан-70. Однако есть и смысл попристальней изучить историю появления этого соглашения и вспомнить основных действующих лиц, способствовавших его подписанию. Расчеты показывают, что сумма штрафных санкций при разрыве этого соглашения ничто по сравнению с суммарным экономическим эффектом от производства и эксплуатации Ту-330 или ущербом, который понесет Россия от внедрения Ан-70 в отечественную транспортную систему.

У руководства ВВС фактически сложилась стройная и четкая система взглядов на программу и перспективы развития транспортного самолетного парка, и Ту-330 занимает там свое достойное место.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1462
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1391
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1611
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1332

Другие новости