НА МЕЖДУНАРОДНОМ салоне "Аэро Индия-2003", который проходит в индийском городе Бангалоре, подписано соглашение об углублении промышленной кооперации между корпорацией "Иркут" и крупнейшим индийским авиастроительным объединением Hindustan aeronautical LTD (HAL). В соответствии с документом на заводе в городе Насик создается параллельное производство элементов оперения истребителя Су-30МКИ: переднего горизонтального оперения (ПГО) и в перспективе килей и стабилизаторов.
Новая договоренность расширяет рамки сотрудничества двух предприятий сверх программы выпуска Су-30МКИ в Индии по лицензионному контракту, подписанному в Иркутске в конце 2000 г. HAL будет устанавливать ПГО собственного производства на самолеты Су-30К, поставленные индийским ВВС в 1997-1998 гг. Соглашение также открывает дорогу индийским комплектующим на новые самолеты, которые планирует выпускать "Иркут".
Эксперты полагают, что сделка будет выгодна обоим партнерам. По расчетам специалистов корпорации, индийская продукция окажется более дешевой. "Иркут" по-прежнему будет выпускать ПГО, однако открытие параллельного производства в Индии позволяет в перспективе освободить часть мощностей завода для серийного выпуска самолетов-амфибий Бе-200.
Новая договоренность лежит в русле стратегии руководителей "Иркута", в соответствии с которой на своих мощностях следует концентрировать наиболее передовые, технологически сложные операции, вносящие наибольший вклад в стоимость готовой продукции.
Еще более важным является стремление на практике реализовать возможность совместного производства сложной наукоемкой продукции в преддверии подготовки к более масштабным совместным проектам. Аналогичные цели преследует и руководство корпорации HAL. Помимо бизнес-структур опыт взаимодействия получат государственные органы и все участники военно-технического и научно-промышленного сотрудничества. Сделка позитивно оценивается в Министерстве обороны Индии, которое заинтересовано в приближении производственной базы к эксплуатационным базам.
Ожидается, что завод в Насике будет готов к поставкам продукции в Иркутск в 2004 г. Суммарные возможности "Иркута" и корпорации HAL позволят полностью удовлетворить текущий и будущий спрос на Су-30МКИ, которые по ряду позиций (например, локатор с фазированной антенной решеткой и сверхманевренность за счет использования ПГО и двигателей с управляемым вектором тяги) превосходят любой современный серийный истребитель мира.
Поставочные контракты планируется заключать по мере появления заказов на самолеты. Они будут подписываться ФГУП "Рособоронэкспорт" и должны предусматривать как передачу технологических комплектов в Насик, так и поставку готовых изделий в Иркутск. Все три участника будущих сделок полагают, что они будут одобрены правительствами России и Индии.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР
Таким образом, в отношениях двух корпораций и (в более широком контексте) в российско-индийском ВТС достигнут принципиально новый, более высокий уровень взаимодействия. Происходит реальный переход от модели "продавец-покупатель" к взаимовыгодной промышленно-финансовой кооперации. Не случайно, что именно в отношениях с Индией Россия впервые претворяет в жизнь такую схему взаимоотношений.
У Москвы и Дели для этого есть и политическая воля, и неплохая нормативно-правовая база (например, долгосрочная программа ВТС). Отношения двух стран не омрачены политическими противоречиями. По совокупности политических, экономических и военных факторов Индия остается на сегодняшний день единственным реальным зарубежным партнером России при работе над капиталоемкими перспективными ВВТ. Не случайно в ходе январского визита в Россию индийского министра обороны Индии Джорджа Фернандеса достигнуто политическое согласие о возможности совместной работы по истребителю пятого поколения.
Одновременно появились признаки того, что Китай решил заниматься этим проектом самостоятельно. В ноябре-декабре 2002 г. в западной прессе опубликованы сообщения о том, что китайская корпорация AVIC-I завершила длительные исследования по выбору аэродинамической концепции перспективного истребителя J-X, предназначенного для замены Су-27. Изучив поступившую из КНР информацию, западные эксперты пришли к выводу, что создается тяжелый двухдвигательный самолет, в конструкции которого будут использованы стелс-технологии.
Практически одновременно в Пекине был сделан ряд политических заявлений о необходимости преодоления технологического отставания от Запада. Министр обороны КНР Чи Хаотянь недавно заявил, что приоритет военной политики - интенсификация передовых исследований в военной области, призванной покончить с зависимостью от импорта оружия из России и Израиля.
РОЛЬ БИЗНЕСА
Следует, однако, учесть, что новая модель ВТС требует иных подходов и объективно является более сложной. Реализуя политические установки государственного руководства, достигая своих финансово-экономических целей, предприятия теперь должны учитывать интересы конкретных бизнес-партнеров за рубежом. В этом контексте представляет интерес основной вектор развития HAL, которая в обозримом будущем может стать главным партнером российского авиапрома в дальнем зарубежье.
Корпорация явно коммерциализируется. Ведутся интенсивные переговоры о привлечении в HAL крупных иностранных участников из Западной Европы и США ("Боинг", "Эрбас", "Дассо", БАе). Большой интерес к корпорации проявляет растущий местный капитал. У руля в ней стоят современные бизнес-руководители, освоившие западный стиль управления. К их числу принадлежит и нынешний президент HAL Налини Ранджан Моханти. Именно ориентацией на современный стиль управления во многом объясняется выбор в качестве основного партнера корпорации "Иркут", которая опередила большинство других авиастроительных предприятий России по степени финансовой открытости и прозрачности механизмов принятия решений.
В недалеком будущем HAL станет крупной коммерческой структурой, которая основную конкуренцию будет вести не на внутреннем, а на международном рынке. Самая близкая модель развития воплощена (естественно, на ином технологическом уровне) в европейском концерне EADS. Нетрудно предсказать, что, если у HAL появится западный инвестор, соответствующие изменения произойдут в политике сотрудничества с Россией. Поэтому именно сейчас крайне важно наладить с индийской корпорацией взаимовыгодное сотрудничество вплоть до создания совместных предприятий и взаимопроникновения капитала.
Именно в этом контексте следует оценивать подписанное соглашение об участии HAL в производстве Су-30МКИ. Следующим шагом станет проект многоцелевого транспортного самолета MTA, в создании которого будут участвовать HAL, "Иркут", АК имени Ильюшина и "Рособоронэкспорт". По-видимому, в ходе работы над ним появится первая российско-индийская бизнес-структура в авиастроении. Накопленный в этих работах опыт может лечь в основу реализации политической договоренности о создании истребителя пятого поколения, который, безусловно, станет высшей точкой военно-промышленного сотрудничества двух великих государств.