ВВС США 11 марта провели первое испытание новой авиационной бомбы, которая стала самым мощным неядерным боеприпасом из всех, состоящих ныне на вооружении. Публике она представлена под наименованием Massive Ordnance Air Blast (MOAB). Официального перевода этого названия на русский язык пока нет, однако, как представляется, достаточно точно американскому термину соответствует перевод "Тяжелый боеприпас объемного взрыва". Американскими журналистами аббревиатура MOAB была интерпретирована по-своему: Mother of All Bombs (мать всех бомб).
В ходе первого испытания бомба была сброшена с самолета сил специальных операций ВВС США MC-130 (модификация военно-транспортного "Геркулеса"). Боеприпас размещался в грузовом отсеке на специальной тележке, которую при сбросе вытянул из самолета парашют. Затем MOAB отделилась от тележки и, совершая относительно небольшие маневры в воздухе, начала свой полет к цели.
По данным Пентагона, масса нового боеприпаса 21 500 фунтов (9761 кг). Размеры MOAB не сообщаются, однако для нее характерно довольно большое удлинение и обтекаемая аэродинамическая форма. Боеприпас имеет крыло небольшого размаха, позволяющее маневрировать по дальности. В хвостовой части устанавливается блок из четырех складываемых решетчатых стабилизаторов и рулей, подобных тем, что применены на российских ракетах - "Точка" или РВВ-АЕ. Наличие этого блока подтверждает сообщение о том, что бомба имеет систему наведения, использующую сигналы космической радионавигационной системы NAVSTAR. По неофициальной информации, масса взрывчатого вещества составляет 18 тыс. фунтов (8172 кг), что, по-видимому, несколько завышено. Для справки: отечественная объемно-детонирующая ОДАБ-500 при массе 520 кг имеет заряд 193 кг.
Анализ доступной информации позволяет сделать вывод, что американцами сделан существенный шаг вперед по сравнению с аналогичными боеприпасами предыдущего поколения, прежде всего с авиабомбой BLU-82/B. Последняя была сделана в конце 1960-х годов и впервые применена во Вьетнаме 23 марта 1970 г. Причем проектировалась BLU-82/B для специфических целей: с ее помощью готовились взлетно-посадочные площадки для вертолетов. Смысл применения объемно-детонирующей бомбы состоял в том, что после ее взрыва не формировалась воронка, а джунгли исчезали в радиусе примерно 80 м. Кроме того, подрыв BLU-82/B провоцировал детонацию мин, что позволило использовать ее для разминирования местности на направлениях ударов пехоты.
Масса BLU-82/B составляет 6810 кг, взрывчатого вещества (смесь нитрата аммония, алюминиевого порошка и полистиролового связующего геля) - 5715 кг. Пентагон закупил 225 таких бомб по цене 27 тыс. долл. за единицу.
В ходе операции "Буря в пустыне" ВВС США использовали 11 BLU-82/B. По-видимому, основной целью было создание проходов в развитой системе минных полей. По оценкам экспертов Пентагона, круговое вероятное отклонение составило 30 м. Такой высокий для неуправляемой бомбы результат достигнут за счет весьма совершенной навигационной и прицельной аппаратуры самолета спецназначения MC-130. В некоторых случаях прицеливание и сброс бомб осуществлялись с помощью наземных РЛС. Эксперты отмечают, что использование BLU-82/B оказывало очень высокий деморализующий эффект на личный состав иракской армии.
Американские ВВС применили BLU-82/B и в антиталибской операции в Афганистане. Как и советские объемно-детонирующие авиабомбы в 1980-х годах, она оказалась весьма эффективной для уничтожения живой силы противника в горных ущельях и пещерах, где поражающее действие осколочно-фугасных боеприпасов невелико из-за экранирования ударной волны и потока осколков местными преградами.
В отличие от MOAB BLU-82/B имеет примитивную конструкцию: тонкостенный стальной цилиндр с коническим обтекателем. На траектории полета она стабилизируется парашютом и лишена управляющих аэродинамических поверхностей. BLU-82/B срабатывает от контактного взрывателя (штанга в носовой части длиной 1,24 м), что позволяет производить подрыв до того момента, как бомба проникала в грунт. Взрыватель MOAB, по-видимому, гораздо совершенней: фотографии позволяют заметить в носовой части окна, прикрывающие неконтактные датчики. Отметим, что рост массы MOAB по сравнению с BLU-82/B - в полном соответствии с теорией взрыва - не вызовет соразмерного увеличения поражающих свойств. По западным оценкам BLU-82/B уничтожает все живое на открытой местности в радиусе 100 м.
Сфера применения тяжелых объемно-детонирующих боеприпасов ограниченна. В частности, их можно использовать только против объектов, не имеющих системы ПВО средней и большой дальности. Фронтовые бомбардировщики поднять подобное оружие не могут. Существующий носитель - MC-130H - уязвим от огня практически любого противовоздушного оружия. Правда, конструкция MOAB позволяет предположить, что она сделана с учетом размеров бомб отсеков стратегических бомбардировщиков ВВС США. В этом случае спектр возможных вариантов боевого применения существенно расширится. На эффективность американских ВВС в войне с Ираком это, конечно, сильно не повлияет, однако всем потенциальным противникам США придется учитывать наличие в арсеналах стратегических бомбардировщиков управляемых планирующих авиабомб, которые могут быть сброшены с малозаметных самолетов с большой высоты.
В завершение отметим, что вопреки сообщениям прессы MOAB не является самой большой авиабомбой в истории. В годы Второй мировой войны ВВС США и Великобритании использовали против Германии осколочно-фугасные авиабомбы массой около 23 тыс. фунтов (10,4 т). В ходе войны США разрабатывали и после 1945 г. испытывали бомбу T-12 массой 40 тыс. фунтов (более 18 т), предназначенную для разрушения бетонных укрытий немецких подводных лодок. Правда, до применения T-12 дело не дошло.