ВАЛЕНТИН Рог в статье "Зловредная конъюнктурщина" ("НВО" # 43, 2002 г.) утверждает, что передача армейской авиации (АА) Военно-воздушным силам (ВВС) из Сухопутных войск (СВ) на треть снизит ее возможности по поддержке наземных операций, на четверть - по десантированию и перевозкам подразделений. Однако можно предположить, что в основе своих расчетов автор положил схемы управления 1970-х гг. и поэтому согласиться с ними нельзя. Напротив - существует многолетний опыт, который свидетельствует о том, что подчиненность АА СВ или ВВС не вносит принципиальных отличий в организацию совместных действий авиаторов и сухопутчиков и нужно понять подлинные причины реорганизаций: все они завершались выводом авиации из подчинения СВ, чтобы сохранить или возродить ее.
До 1990 г. части и подразделения АА находились в составе ВВС и при необходимости придавались СВ. Но управление ими и летная подготовка осуществлялись по авиационным законам. В тот период полностью определились задачи, способы их выполнения, тактика АА. На этой основе, например, в 40-й армии (А), воевавшей в Афганистане, сложилась практика и теория взаимодействия авиационных, мотострелковых, десантных, десантно-штурмовых, артиллерийских и других частей. Воздушная разведка, авиационная подготовка, поддержка, прикрытие в тактическом и огневом взаимодействии и фронтовой, и армейской авиации были обязательны. Функционировали единые системы связи и управления, тылового обеспечения. Разрабатывал план действий всей авиации и осуществлял управление авиационный штаб, а наименование "ВВС 40-й армии" подчеркивало, что это структура Военно-воздушных сил, оперативно подчиненная 40-й армии. Руководство деятельностью авиационных частей и подразделений ВВС 40-й А осуществлялось при постоянном контакте с командующими и штабами 40-й А и Туркестанского военного округа (ТуркВО).
Одновременно штабы 40-й А, ТуркВО обладали умением применять АА, не вмешиваясь в сферу ответственности авиаторов и доверяя им. Взаимодействие осуществляли командиры вплоть до экипажей, взводов, рот, тактических групп и авианаводчиков. Взаимопонимание обеспечивалось на земле и в воздухе, в спокойной обстановке и под огнем, при высадке десантов и при эвакуации раненых с поля боя.
Эта система отношений и управления в целом была воспринята главным командованием СВ без изменений. Но первоначально установленный порядок постепенно деградировал. В Сухопутных войсках стали игнорировать требования документов, регламентирующих летную работу, безопасность полетов и эксплуатацию техники. В авиацию вносили метод - "любой ценой", чтобы "командовать" ею, не соблюдая авиационных законов, правил планирования и проведения полетов. К управлению полетами, загрузкой вертолетов оказались допущены люди, не облеченные ответственностью за безопасность и здоровье подчиненных. Гибель вертолета Ми-26 в Ханкале и другие потери явились закономерным итогом этого.
Сильный аргумент в спорах об армейской авиации - организация АА в вооруженных силах США и НАТО. Но ведь Соединенные Штаты считают, что их национальной безопасности угрожают конфликты в различных регионах мира, распространение оружия массового поражения, экономические вызовы, терроризм и так далее. Для ликвидации этих угроз войска готовятся к экспедиционным действиям. Поэтому в армии США пять отдельных бригад АА (более 270 самолетов и 4700 вертолетов, в т.ч. 1340 боевых). В бронетанковой, механизированной, легкой пехотной дивизиях - по бригаде АА; в воздушно-десантной - бригада АА и вертолетный батальон огневой поддержки; в воздушно-штурмовой - две бригады АА, семь вертолетных батальонов. Причем в бригадах АА по 3-4 противотанковых и десантно-транспортных батальона и разведывательный батальон в составе трех вертолетных рот. В одной лишь 101-й воздушно-штурмовой дивизии почти 340 вертолетов. Такой махиной можно управлять при условии, что офицеры СВ подготовлены в авиационном отношении, а авиационный командир наравне с общевойсковым является основным должностным лицом, ответственным за организацию и результат боя за безопасность личного состава.
Безопасность России - это безопасность ее населения, территории и зон экономических интересов, которые прилегают к ее границам. Войска должны быть готовы к устойчивой обороне в пределах границ своей страны (хотя не по этой причине в российской АА столько же машин, сколько в 1-2 бригадах АА США). Авиационная составляющая в жизни и деятельности СВ, подготовка командиров и штабов СВ в вопросах применения авиации очень низкие. Документы, регламентирующие совместные действия, нередко остаются недописанными. Например, лет 15 назад, исходя из опыта десантирования и перевозок, подавались предложения о внесении в Строевой устав правил поведения и действий личного состава на аэродромах, у вертолетов и внутри них. Но они не учтены, вопреки статистике гибели и травматизма под винтами, струями двигателей, колесами, различных аварий.
Мир авиации, законы ее жизни и деятельности с самых первых лет формировались, исходя из строгих правил организации и выполнения полетов, которые безнаказанно нарушать никому не удавалось. Темп, ритм, содержание работы летчиков и экипажей, их физическое, психологическое и физиологическое состояние, поведение в воздухе и на земле жестко определены условиями полета. Полет дисциплинирует и летчиков, и командиров, и десанты, бескомпромиссно регламентирует все отношения людей, работающих в воздухе, на аэродромах и пунктах управления. В этой сфере имеют право управлять только авиационные командиры со всеми их обязанностями, правами, ответственностью, знаниями и умениями. Этим гарантировано, что эффективность применения и действий АА, безопасность ее полетов в составе ВВС будут обеспечены в полной мере.