0
1387
Газета Вооружения Интернет-версия

08.08.2003 00:00:00

Россия и Украина объединяют усилия в сфере военно-технического сотрудничества

Тэги: палещук, квтс, сотрудничество, украина


- ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Советский Союз выступал на рынках вооружений как крупный игрок. Какие изменения произошли после 1991 года?

- После распада СССР на международный оружейный рынок в качестве самостоятельных субъектов ВТС вышла большая группа стран СНГ, обладающих однотипными вооружениями, одними и теми же военными технологиями. В этой связи возникла проблема взаимодействия. Дело в том, что между странами СНГ существует очень серьезная производственная и межзаводская кооперация. Вооружения, которые производилось после 1991 г., содержат интеллектуальную, техническую, технологическую и, собственно, производственную составляющую не только того государства, которое осуществляет экспортные поставки ВВТ, но и тех стран, которые участвуют в кооперации. По нашим оценкам, на сегодняшний день большинство вооружений в государствах СНГ производятся с использованием комплектующих и составных элементов российского производства.

Здесь же возникает и вопрос обеспечения качества ВВТ. Мы заинтересованы в том, чтобы продукция, которая выходит из других государств, но содержит элементы нашего производства или нашего производственного цикла, была высококачественной. Ведь Россия косвенно является участником производства этого оружия, и, если оно низкого качества, это наносит ущерб нашим интересам.

Второе. Мы, как и наши партеры из стран СНГ, заинтересованы в том, чтобы взвешенно действовать на оружейных рынках третьих стран, не создавать предпосылок для бессмысленной конкуренции. Я хочу подчеркнуть, что идея формирования механизма взаимодействия содержит важнейший, основной фактор - дух сотрудничества. Не конкуренции - а именно сотрудничества и взаимодействия, которое отвечало бы интересам и России, и государств СНГ. И это самое главное, к чему стремимся мы и наши партнеры. То есть создать механизм, при котором бы наши действия на рынках третьих стран были взаимно согласованы, чтобы Россия не мешала действиям наших партнеров, а партеры, в свою очередь, не мешали бы нам.

Еще один важный довод в пользу формирования такого механизма заключается в том, чтобы не допустить попадания ВВТ в те страны, которые в силу тех или иных причин выпадают из общемирового демократического процесса, правящие режимы в которых отличаются агрессивностью или страдают другими недостатками. И особенно в находящиеся под санкциями. Здесь мы даже эту тему не рассматриваем. Россия строго соблюдает все международные санкции и стремится к тому, чтобы наши ВВТ через какие-то другие каналы не уходили в такие страны.

Еще один из мотивов - это недопущение распространения вооружений, которые могли бы внести дисбаланс в расстановку сил в регионах с повышенной напряженностью. И, пожалуй, на сегодня самый актуальный мотив - не допустить распространения вооружений, которые могли бы быть использованы в террористических и других экстремистских целях. Здесь на одно из первых мест выступает положение о контроле за распространением таких ВВТ. И когда мы ведем переговоры с нашими партнерами, мы всегда обусловливаем наши поставки недопустимостью распространения вооружений и их передачи тем структурам, тем лицам, которые могут использовать их в террористических целях.

Украинские генералы принимают участие во всех крупных выставках вооружений. Фото автора

Все эти мотивы, которыми мы руководствовались, разделяют и наши партнеры из стран СНГ. И диалог о формировании такого механизма длится на протяжении последних 13 лет. Он являлся предметом обсуждения как на самом высоком уровне, так и на уровне экспертов, которые готовят исходные данные и материалы. Рассматривали различные варианты, в том числе заключение какого-то многостороннего или двухсторонних правовых актов. Но в результате продолжительного диалога реалии сложились таковы, что мы к настоящему времени ведем работу по заключению на пространстве бывшего СССР двухсторонних соглашений. На сегодняшний день действует соглашение с Белоруссией. А 18 июля в Ялте было подписано соглашение с украинской стороной. От России документ подписал я, а со стороны Украины - министр промышленной политики Анатолий Мялица.

Мы считаем, что это очень серьезное и важное соглашение в деле развития российско-украинского сотрудничества. И хочу сразу сказать, что оно в полной мере отвечает интересам и России, и Украины. Ни в коем случае оно не может причинить ущерба интересам наших стран. Более того - мы рассчитываем, что подписание данного соглашения и его практическая реализация позволят нам решить очень многие проблемы, связанные с двухсторонним сотрудничеством при осуществлении экспорта ВВТ в третьи страны.

- Каковы конкретные положения этого документа?

- Цель соглашения - установление порядка и создание механизма взаимодействия двух стран при осуществлении экспорта продукции военного назначения. Предметом соглашения являются две составные части. Это продукция военного назначения (ПВН), которая разрабатывается совместно РФ и Украиной, совместно производится или модернизируется после 1 января 1992 г. и по состоянию на текущий момент. Вторая часть - это другая продукция военного назначения, которая имеется у наших стран. Здесь в основном речь идет об однотипной продукции.

Из-под действия этого соглашения выведена ПВН, которая поставляется сторонами в соответствии с известным межправительственным соглашением о производственной и научно-технической кооперации. Эти поставки как шли своим порядком, так они и осуществляются.

С российской стороны выполнение соглашения возложено на КВТС, с украинской - на Министерство промышленной политики. Это два уполномоченных органа, которые осуществляют реализацию положений указанного документа. Но занимаются этим не только они. КВТС и МПП являются как бы связующими элементами на канале взаимодействия и сотрудничества. В реализации соглашения будут участвовать все субъекты ВТС, все федеральные органы исполнительной власти, предприятия, которые задействованы в военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами со стороны России и Украины.

- Каковы основные действия сторон, вытекающие из соглашения?

- У нас с Украиной выстраивается очень хорошая линия взаимодействия. Мы заинтересованы в том, чтобы совместно осуществлять целую группу НИОКР, программы модернизации, особенно авиационной и бронетанковой техники и других видов вооружений. Диалог в данной области идет активно, у нас есть серьезные позитивные подвижки. Вместе с тем надо признать, что существуют и известные проблемы, связанные, в частности, с программой Ан-70. Но я уверен, что решения девятого заседания смешанной российско-украинской комиссии позволят продвинуться и в этом вопросе, дадут возможность устранить те, на мой взгляд, незначительные сложности, которые имеются на этом пути.

По ряду других существующих проблем идут многочисленные споры и дискуссии. Но мы ставим во главу угла опять же дух сотрудничества. Мы четко понимаем, что и Россия, и Украина - суверенные государства, что у них свои интересы. Но основным на поле этих интересов является установление и укрепление добрососедских отношений, сотрудничества, в том числе и в сфере ВТС, создании совместных видов ПВН.

- Каковы конкретные формы сотрудничества?

- Это проведение совместных маркетинговых и патентно-лицензионных исследований мировых рынков ВВТ в интересах наших стран и обмен информацией по этим вопросам, консультации с целью согласования ценовой политики при осуществлении экспорта. Это, однако, не означает, что мы в каждом случае будем согласовывать цену на вооружения. Каждая из сторон самостоятельно ведет переговоры со своими партнерами из третьих стран, но при этом знает, что она не должна выходить за определенные рамки. Это нормальное джентльменское отношение к делу, и каждая из сторон знает, что другая сторона ни в коем случае не позволит себе элементов какого-то давления или нажима. Здесь все опять же опирается на сущность наших партнерских отношений.

В сферу данного соглашения попадает и такой вопрос, как привлечение, по взаимному согласованию, специалистов обеих сторон к участию в выполнении различных программ.

- Что еще входит в сферу данного соглашения?

- Формирование механизма взаимного решения вопроса об обеспечении патентной защиты продукции военного назначения при осуществлении экспорта в третьи страны. Кооперация в проведении ремонта ВВТ и целый ряд других положений, которые, на мой взгляд, весьма существенны. Соглашением также предусмотрено обеспечение защиты информации, в том числе секретной, которая передается в процессе ВТС.

Данный документ также содержит норму, которая определяет порядок использования, правовую защиту переданных или полученных в ходе реализации соглашения результатов интеллектуальной деятельности, вопросы распределения прав сторон на результаты такой деятельности.

Положения данного соглашения полностью отражают интересы и России, и Украины. Оно лежит в поле той политики, которая проводится президентами и правительствами обоих государств. На мой взгляд, оно позволит России и Украине значительно продвинуться в решении вопросов, связанных с продвижением на рынки третьих стран однотипной продукции.

В целом у нас открываются возможности действовать на мировых рынках на опережение. Здесь ситуация такая, что лучше договориться - у кого на сегодняшний момент больше возможностей, у кого они лучше, для того чтобы выполнить ту или иную программу. И второе - как сделать так, чтобы не ущемить интересы другой стороны. А решается очень просто. Одна сторона получает заказ, другая - участвует в его исполнении, если это необходимо.

В этом случае мы обеспечим оптимальные условия сделки, нормальные условия ее реализации, качества, оперативность в решении вопросов, которые необходимо обеспечить с производством работ или поставками. Вот примерно такая схема.

Механизмы, которые здесь могут быть использованы, - это, например, прямые контакты между "Рособоронэкспортом" и "Укрспецэкспортом". Эти два госпосредника взаимодействуют и, на наш взгляд, достаточно эффективно. Это также может быть предметом рассмотрения на подкомиссии по ВТС, на большой смешанной российско-украинской комиссии. Это может быть предметом консультации экспертов. Может быть выработан и какой-то другой механизм.

После того, как соглашение вступит в силу, а мы надеемся, что это произойдет в ближайшие недели, мы предложим нашим партнерам на заседании подкомиссии по ВТС сформировать специальный механизм реализации данного соглашения. То есть это будет определенного рода рабочая группа, куда будет стекаться вся информация, связанная с нашим взаимодействием. Речь не идет о том, чтобы партнеры раскрывали какие-то свои коммерческие тайны. Все действуют в соответствии с национальным законодательством.

- Скажите, а отношения с Белоруссией в этой области более углубленные, чем с Украиной?

- Я бы не стал сравнивать, где они более продвинутые, а где менее. Потому что отношения с Белоруссией - это отношения с Белоруссией. Да, мы в значительной степени удовлетворены этими отношениями, я уверен, что у них очень большое будущее. В этом заинтересованы и Москва, и Минск. А отношения с Украиной - это отношения с Украиной. Она сегодня обладает значительным потенциалом в сфере ВТС и значительным влиянием на мировых рынках ВВТ. Фактор Украины, наверное, будет оставаться весьма значительным на протяжении ближайшей перспективы. И мы будем стремиться к тому, чтобы Украина сохраняла свое влияние на мировых рынках вооружений и расширяла его. Это отвечает и интересам России. Ведь мы получим дивиденды за счет поставок украинской стороне комплектующих и тех изделий, которые идут в рамках производственной и научно-технической кооперации.

- Будет ли соглашение распространяться на тех спецэкспортеров, которые являются самостоятельными субъектами ВТС, например, РСК "МиГ" и КБП?

- Соглашение обязательно к исполнению всеми субъектами ВТС, производителями ПВН, всеми организациями и федеральными органами исполнительной власти, которые действуют на этом поле.

- Насколько эффективна система ВТС, существующая в России? Нуждается ли она в корректировках или действующий механизм достаточно оптимизирован под нынешнюю ситуацию? Могут ли произойти какие-либо организационные изменения?

- Я бы сказал так, что изменения, происходящие в системе ВТС, определяются решениями президента РФ Владимира Владимировича Путина. И сегодня говорить о том, какие решения могут быть приняты президентом, мы не можем. Но могу сказать одно: на сегодняшний день в РФ создана очень хорошая базовая структура ВТС. Да, безусловно, в ней есть некоторые элементы (на мой взгляд, они несущественные), которые нуждаются в совершенствовании. Этот процесс совершенствования идет и сейчас, ведется поиск мер по улучшению функционирования системы ВТС.

Как вы знаете, сейчас осуществляется административная реформа. Думаю, что в рамках этой реформы и система ВТС претерпит определенные корректировки. Но та линия, которая выстроена сегодня нашим президентом, полностью отвечает интересам страны. Государство сегодня достаточно эффективно контролирует сферу ВТС и достаточно эффективно на нее влияет. Хотя должен сказать, что, безусловно, здесь имеются еще достаточно большие возможности для совершенствования.

- Доля России на мировом рынке вооружений - это стабильные 5 миллиардов долларов в год?

- Вокруг этой цифры мы должны выстраивать наши действия, хотя я уверен, что 5 миллиардов долларов - это не предел. Есть очень хорошие планы и по поставкам техники, и по модернизации ранее поставленных ВВТ. Это планы ближайших двух-трех лет и далее. Это и планы по созданию техники новых поколений. Я убежден, что Россия будет из года в год увеличивать объемы оружейного экспорта. По моей оценке, это увеличение должно быть заметным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
956
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1186
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1081
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1078

Другие новости