НА БАЗЕ ВВС ФРГ в Лааге (федеральная земля Мекленбург - Померания) 26 сентября состоялась церемония передачи первых пяти истребителей МиГ-29G/GT польской стороне. Остальные 18 самолетов будут переданы до середины 2004 года.
Польша приняла решение приобрести у Германии 23 истребителя МиГ-29G/GT, которые снимаются с вооружения германских ВВС, в январе 2002 года. Это решение рассматривается в качестве промежуточного варианта для удовлетворения требованиям обеспечения средств ПВО, которые организационно теперь входят в структуру ВВС.
В рамках сделки предусмотрена передача двигателей, запчастей и большой партии ракет класса "воздух-воздух" для МиГ-29. Хотя самолеты передаются бесплатно, затраты на эту закупку составят 120 млн. злотых (30 млн. долл.), включая средства на учебную подготовку, ремонтно-профилактические работы и технические проверки.
С учетом 22 МиГ-29, уже состоящих на вооружении ВВС Польши, новая партия истребителей значительно усилит польские средства ПВО до поступления на вооружение после 2006 г. новых истребителей.
Польша рассчитывает интегрировать полученные от Германии самолеты в систему ПВО НАТО. Истребители будут оставаться на вооружении ВВС Польши до 2012-2014 года. Для этого они в период между 2007 и 2010 годами подвергнутся еще одному капремонту на заводе WZL-2 в Быдгощи. В то же время польские ВВС и ПВО не планируют устанавливать на самолетах МиГ-29 новую авионику и вооружение.
Решение правительства Германии расстаться с уникальным авиаполком обусловлено целым рядом причин, в первую очередь финансовыми соображениями. Для обслуживания МиГов приходилось держать дополнительно специальную команду техников и ремонтников, что увеличивало эксплуатационные расходы. В Польше этих проблем не будет: здесь МиГи составят костяк истребительной авиации. Кроме того, этот шаг позволит без существенных затрат перевести ВВС Польши на стандарты НАТО. В Лааге вместо МиГ-29 будут дислоцироваться 33 истребителя "Еврофайтер-2000".
Как считают эксперты, с точки зрения поддержания боеготовности имеющегося парка МиГ-29 очень важное значение имело также решение, принятое осенью 2002 года о возобновлении контактов с РСК "МиГ". С польской стороной был подписан контракт на проведение капремонта и МТО истребителей МиГ-29. Работы в рамках подписанного между министерством обороны Польши и РСК "МиГ" контракта будут проводиться на ремонтном предприятии WZL-2, на котором осуществляется обслуживание польских МиГ-29 при ограниченном содействии со стороны белорусского 553-го ремонтного завода в Барановичах.
В результате привлечения к работам фирмы-производителя истребителей МиГ-29, ремонтные работы и МТО теперь могут быть сертифицированы. Раньше это в какой-то степени входило в обязанности белорусского предприятия. На WZL-2 уже проведены ремонтные работы по 16 из 22 МиГ-29.
Корпорация РСК "МиГ" проведет анализ технического состояния польского парка МиГ-29; предоставит запчасти, которые повысят боеготовность самолетов в составе 1-й тактической воздушной эскадрильи; обеспечит техническую проверку на предмет качественности ранее проведенных работ на предприятии WZL-2. Кроме того, корпорация "МиГ" предоставит бесплатно всю документацию, касающуюся зафиксированных неполадок самолетов. Договором предусмотрено сотрудничество с WZL-2 в области создания комплексной системы МТО; а также оказание технической помощи при будущих работах по модернизации самолетов в соответствии с польскими требованиями.
Резюмируя ситуацию в целом можно отметить, что на рубеже 2002-2003 гг. Польша приняла два ключевых принципиальных решения по модернизации парка боевых самолетов национальных ВВС. Во-первых, для ВВС будут закуплены 48 новых истребителей F-16C/D. Во-вторых, Польша возобновила контакты с РСК "МиГ" и корпорацией "Сухой" в области ремонта и обслуживания имеющегося парка истребителей МиГ-29 и Су-22, которые были прерваны более 10 лет назад. По мнению экспертов, это наиболее сбалансированное и экономически выгодное решение, которое позволит поддерживать высокую степень боеготовности ВВС за счет продления ресурсов самолетов МиГ-29 и Су-22М4 при постепенном вводе в эксплуатацию американских самолетов. Истребители МиГ-29 и ударные самолеты Су-22М4 будут сняты с вооружения не ранее 2014 г. Теперь Польша будет иметь в резерве более 10 лет для того, чтобы определиться с закупкой дополнительно 48-80 истребителей следующего поколения для замены МиГ-29 и Су-22М4.