0
1106
Газета Вооружения Интернет-версия

14.11.2003 00:00:00

"МиГ": кто займет место у штурвала

Тэги: росавиакосмос, миг, никитин


НАКАНУНЕ ноябрьских праздников российский авиапром был взбудоражен новостью об увольнении гендиректора РСК "МиГ" Николая Никитина, которое было инициировано Росавиакосмосом. Озвученная правительством причина отставки - срыв реализации гражданского проекта Ту-334 - большинством экспертов была расценена лишь как формальный предлог, особенно на фоне успехов РСК в экспорте военной техники. "Микояновцы" направили коллективное обращение Михаилу Касьянову с просьбой отменить решение, считая, что "очередное кадровое потрясение окажется для предприятия смертельным". Группа Героев России и СССР, заслуженных летчиков-испытателей обратилась даже к президенту, пытаясь открыть ему глаза на то, что "истинная причина смещения Николая Никитина в том, что "МиГ" стал слишком лакомым куском". Собеседники "НВО" из авиапромышленных кругов в неофициальных комментариях характеризовали данное решение как "ошибочное" и "циничное". Но решение было обусловлено уж слишком большими интересами, чтобы применять к нему моральные оценки или думать о сохранении нормального климата в коллективе.

Как заявил нашему корреспонденту Борис Рыбак, заместитель генерального директора созданной при участии "МиГ" маркетинговой компании "Национальный проект-334", жесткие сроки достройки самолета, установленные правительством, не учитывали, что финансирование осуществляется исключительно за счет собственных средств корпорации, источником которого служат не всегда стабильные поступления от внешних контрактов. Видимо, когда в 1999 году Николай Никитин брал на себя обязательства по постройке Ту-334, было заключено некое "джентльменское соглашение" на этот счет, предполагавшее государственную поддержку. Тогда за ОПК в правительстве отвечал Илья Клебанов, недавно направленный полпредом в Северо-Западный федеральный округ. При этом возникает вопрос, почему никто не был наказан за другие нереализованные проекты в области гражданской авиации? Ирония судьбы заключается в том, что предшественник Николая Никитина за штурвалом "МиГа" Михаил Коржуев был уволен за срыв реализации проекта фронтового истребителя, который впоследствии был передан конкурентам.

Время покажет, насколько кадровая ротация была призвана интенсифицировать реализацию проекта. По крайней мере, ожидания Бориса Рыбака насчет дальнейших перспектив Ту-334 довольно пессимистические. Распространено мнение о бесперспективности проекта после отказа от него Ирана, а также после падения цен на мировом рынке гражданской авиации. Но активизация усилий команды Николая Никитина в маркетинговом направлении в последнее время была не случайной - по некоторым сведениям, РСК вышла на определенные договоренности о крупных банковских заимствованиях на завершение проекта. Высказывается также версия, что на последние перестановки могли повлиять те, кто заинтересован в реализации проекта RRJ, означающего, по сути, приход на российский рынок компании "Боинг".

И все же мало кто подвергает сомнению, что команда Николая Никитина, пришедшая в 1999 году на ВПК "МАПО" - так тогда назывался "МиГ", - сумела вывести предприятие из кризиса. Несмотря на проигрыш в тендерах на разработку истребителя пятого поколения и учебно-тренировочного самолета, РСК добилась прорыва в экспортной политике. В ее основу был положен принцип поставок упрощенных версий МиГ-29 по сниженным ценам. Таким образом, к России перешел контроль над рынками азиатских и африканских стран, ранее ориентировавшихся на Китай. На восточноевропейском рынке РСК нашла свою нишу по модернизации МиГ-29.

Критики упрекали "МиГ" в демпинге и недостаточном внимании к разработке новых моделей, но при отсутствии полноценного госзаказа вряд ли был лучший способ развития корпорации. Портфель заказов РСК удалось увеличить в 6 раз, доведя его до уровня 1 млрд. долл.

Не менее 600 миллионов долларов планировалось получить от реализации находящихся на стадии подписания контрактов о поставках в Индию авиагруппы к тяжелому авианесущему крейсеру "Адмирал Горшков", 800 миллионов долларов - от одной из североафриканских стран. По мнению экспертов, именно эти полученные РСК заказы ускорили правительственное решение о смене руководства. С задачей менеджера, добившегося их получения, Николай Никитин справился, но его позиция, видимо, не вписывалась в стратегию развития авиапрома. РСК не приветствовала одобренную вице-премьером Борисом Алешиным идею создания единой авиастроительной компании, желая сохранить независимый статус. По крайней мере новые финансовые вливания усилили бы "МиГ" как один из центров авиапрома, а ведь в следующем году намечено акционирование. На смещение Никитина, видимо, повлияли и проблемы в отношениях с двигателестроительными структурами холдинга, желавшими получить большую самостоятельность - в октябре для улаживания ситуации на петербургском "Заводе им. Климова" даже потребовалось вмешательство Михаила Касьянова. Не вписывались в общую политику и вложения руководства РСК в постройку нового цеха в Луховицах в ситуации, когда на других предприятиях избыток пустующих мощностей. Хотя с точки зрения узкокорпоративных интересов создание собственного производства двойного назначения было не лишним. Информация о кандидатурах на пост руководителя "МиГа" наводит на размышления о последовательном процессе постепенного слияния самостоятельных авиационных структур и формирования на их базе единой авиакорпорации. Остается только понять под чьей эгидой она могла бы существовать. Конечно, данная ситуация устраивает не всех, но, видимо, авиапромышленным кругам дан сигнал, определяющий дальнейший ход организационных преобразований в отрасли.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Путин выбирает время для заявлений

Путин выбирает время для заявлений

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Вместо нового политического консенсуса будет уплотняться атмосфера единомыслия

0
946
Руководители Новороссии отправляются в Москву

Руководители Новороссии отправляются в Москву

Иван Родин

Результаты референдумов о присоединении к РФ осталось оформить законодательно

0
662
Госдума придает мобилизованным оптимизма

Госдума придает мобилизованным оптимизма

Иван Родин

Социальная и финансовая поддержка от государства пойдет в экономварианте

0
685
В Москве запросы бизнеса о помощи превращают в программы поддержки

В Москве запросы бизнеса о помощи превращают в программы поддержки

Галина Грачева

Диалог с предпринимателями позволяет городской экономике работать устойчиво

0
172

Другие новости