Китай стремится иметь современные вооруженные силы, опираясь прежде всего на собственные силы. Новые авиационные вооружения создаются на основе целого ряда перспективных китайских проектов с применением технологии "стелс" и других передовых иностранных, в том числе российских технологий.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ВВС НОАК
Модернизация ВВС КНР проходит опережающими темпами по сравнению с другими видами ВС. Такой подход обусловлен преобладающими в мире и военном руководстве КНР взглядами на решающую роль авиационной мощи государства в прогнозируемых конфликтах и войнах нового облика.
Акцент в модернизации ВВС сделан на кардинальное обновление всего парка боевых и обеспечивающих самолетов ВВС в целом, особенно тактической истребительно-бомбардировочной авиации и авиации ПВО, перевооружение боевых самолетов новыми ударными ракетными системами различных классов, электронными системами управления силами авиации и авиационным оружием. Китай опирается на активный импорт в крупных масштабах наиболее современных и перспективных российских истребителей, истребителей-бомбардировщиков типов Су-30 МКК, Миг-29/-31, на развертывание лицензионного производства этих самолетов на собственных предприятиях, а также на разработку и производство собственных боевых самолетов новых поколений и авиационного оружия.
К собственным китайским проектам новых истребителей и авиационных управляемых ракет (АУР) относятся:
- легкий фронтовой истребитель FC-1/Super-7;
- истребитель F-7 MF (J-7) - один из многих вариантов Миг-21;
- истребитель поколения 4+ ("стелс") J-10A;
- АУР SD-10 (PL-12) "воздух-воздух" средней дальности.
- АУР ближнего боя с ИК-головкой I2R;
- ПЗРК "земля-воздух" с ИК-головкой I2R.
В последние годы Китай разместил заказы в России на поставку в ВВС КНР порядка 75-80 истребителей Су-27СК, Су-30 МКК и закупил лицензию на развертывание с российской технической помощью собственного производства в ближайшие 10 лет от 150 до 200 истребителей Сухого различных модификаций на базе российской АУР типа R-77.
Параллельно осуществляется модернизация всей системы ПВО войск и страны в целом, которая также опирается на закупки российских систем ЗРС, включая ЗРС С-300 ПМУ-1/-2, "Тор-1", "Бук" и на создание собственных зенитно-ракетных комплексов различных классов и назначения.
ЛЕГКИЙ ФРОНТОВОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ FC-1/SUPER-7
Легкий фронтовой истребитель FC-1 - продукт совместной с Пакистаном программы. Разработан и создается на авиационном заводе в городе Ченду в КНР.
По сведениям представителей завода, ВВС Пакистана намерены закупить 150 таких истребителей. Объем поставок этих истребителей в ВВС НОАК будет определяться после завершения программы полетных испытаний.
По сведениям, полученным обозревателем журнала "AW & ST" от официальных представителей китайского авиационного завода в Ченду на международной авиационной выставке в Чжухае, на этом заводе в июле 2002 года началась сборка первого прототипа легкого фронтового истребителя FC-1/Super-7, начало полетных испытаний которого началось в 2003 году.
Истребитель оснащен одним реактивным двигателем - вариантом российского двигателя РД-33 истребителя Миг-29.
Программа первоначальных полетных испытаний предусматривает акцент на проверку конструкции фюзеляжа, интеграцию двигателя и на управляемость машины в полете. Параллельно в ходе этого этапа полетных испытаний планируется определить и избрать систему боевого управления вооружением истребителя и ее структуру, включая радиолокатор, дисплеи кабины пилота и др.
На втором этапе полетных испытаний основное внимание планируется сосредоточить на вопросах интегрирования самолетных систем и систем вооружения в единый комплекс боевого управления.
Что касается ожидаемого решения руководства ВВС НОАК об объемах закупки для них этого легкого фронтового истребителя, то представители авиазавода-изготовителя в Ченду предполагают, что ВВС, вероятно, при принятии решения будут ориентироваться на сравнительные показатели ТТХ FC-1/Super-7 c характеристиками другого прототипа китайских истребителей, создаваемого на заводе в Ченду, - истребителя F-7 MF.
Китайский истребитель варианта F-7 MF представляет собой один из многочисленных вариантов в долгой истории китайских попыток создания собственными силами модификаций истребителя F-7 на основе проекта известного советского истребителя Миг-21, который поставлялся в Китай из СССР и длительное время в значительном количестве состоял на вооружении в ВВС НОАК.
В конструкции китайского F-7 MF круглое воздухозаборное отверстие в носовой части фюзеляжа, характерное для Миг-21, заменяется одинарным воздухозабором под передней скулой, тем самым обеспечивая большие возможности для размещения носового радиолокатора.
Первые полетные испытания этого прототипа истребителя (F-7 MF) начались примерно в 2000 году.
J-10A - проект истребителя поколения 4+.
Обозреватель еженедельника "Jane"s Defence Weekly Yihong Chang" в корреспонденции с международной авиационной выставки в Чжухае сообщает, что в китайском авиационном исследовательском институте # 611 в городе Ченду завершились работы по программе создания концептуального проекта двух вариантов нового истребителя J-10A.
Эти сведения из китайских источников на выставке подтверждают информацию о наличии планов китайского военно-политического руководства по созданию самых современных и перспективных истребителей собственного производства на основе новейших технологий "стелс" и двигателей с векторным управлением, а также на перевооружение этими самолетами ВВС НОАК.
Представители авиационной промышленности Китая на выставке в Чжухае сообщили, что программа разработки новейших истребителей с использованием технологии "стелс" предусматривает создание на базе концептуального проекта J-10A одно- и двухдвигательных истребителей, выполненных конструктивно с двумя вертикальными хвостовыми килями. При этом в проектах вариантов другие фундаментальные конструкции базового J-10A изменений не претерпят. Базовый J-10A сохранит свою конфигурацию "утка" и дельтавидное крыло. Однако совершенствование конструкции вариантов этого истребителя предполагает перепроектирование носовой части самолета в более угловатую конструкцию.
По расчетам китайских разработчиков, использование новой конфигурации и новых двигателей с векторным управлением на новых вариантах истребителей этого проекта резко повысит маневренность самолетов и их боевые характеристики.
Помимо концептуальных научно-технических проработок проектов перспективных вариантов (модификаций) базового истребителя J-10A, авиационный НИИ в Ченду дополнительно разрабатывает проект легкого истребителя четвертого поколения, в котором в широких масштабах предполагается применять технологии "стелс".
По мнению представителей китайской авиационной промышленности, НИИ и авиационный завод в Ченду могут со временем получить государственный заказ на проведение целевой разработки проекта только легкого однодвигательного истребителя "стелс", поскольку Шэньянская авиационная корпорация - авиационный завод и ОКБ в городе Шэньян в Манчжурии - уже избраны руководством ОПК КНР в качестве головной организации по разработке проектов двухдвигательных тяжелых истребителей "стелс".
По оценкам зарубежных аналитиков, подобное распределение проектно-конструкторских и производственных функций между двумя основными авиастроительными корпорациями страны позволит руководству НОАК вскоре оптимально оснащать китайские ВВС смешанным парком боевых истребителей легкого и тяжелого классов, такими, как модернизированный J-7 MF, FС-1/Super-7, проектируемый J-10A "стелс" и его модификации, а также Су-27 SK/Су-30 МКК (поставляемые из России и производимые в КНР по российской лицензии).
Такой подход призван существенно повысить оперативно-тактические возможности ВВС НОАК при ведении боевых операций в возможных вооруженных конфликтах и войнах нового облика и содержания.
В перспективе эти истребители в китайских ВВС будут дополняться и заменяться более совершенными самолетами, создаваемыми на основе новых высоких технологий, включая усовершенствованные технологии "стелс" и авиационного оружия.
АУР НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ
Китай предпринимает усилия для разработки авиационных управляемых ракет четвертого поколения класса "воздух-воздух" и портативных переносных зенитных ракетных комплексов непосредственной ПВО войск на поле боя и объектов на основе внедрения высоких технологий и оснащения ракет боеголовками с сенсорами ИК-обнаружения и самонаведения.
Китайцы опираются на последние собственные и зарубежные научно-технические достижения и придают новый импульс этому направлению развития управляемого ракетного оружия для перевооружения ВВС и сил ПВО.
Помимо этого, как подчеркивают зарубежные обозреватели, Китай активно развивает свои экспортные возможности в сфере современных вооружений и расширяет клиентские связи на мировом рынке их сбыта, поставляя свои современные разработки систем АУР с ИК-головками нынешних поколений.
Успех в освоении новейших технологий ИК-боеголовок (I2R) для АУР и ЗУР ПВО резко повысит на мировом рынке вооружений привлекательность китайских систем оружия новых технологий для тех стран, которые не имеют доступа к современным и перспективным военным технологиям развитых стран, прежде всего Соединенных Штатов и европейских производителей оружия.
По оценкам зарубежных авиационных специалистов, успешная реализация этих усилий станет значительным продвижением Китая в развитии своих перспективных управляемых ракет различных классов и боевых возможностей ВВС и других сил НОАК.
По сведениям из китайских источников, в настоящее время в КНР уже проводятся полетные испытания одного из прототипов перспективной АУР класса "воздух-воздух" с ИК-головкой изображения цели и самонаведения I2R. Успех этого проекта, по мнению специалистов, откроет Китаю путь к созданию авиационного управляемого ракетного оружия высоких технологий, равноценного по характеристикам с такими авиационными боевыми ракетными системами класса "воздух-воздух", как перспективная американская АУР этого класса AIM-9X или английская усовершенствованная АУР для ближнего воздушного боя ASRAAM.
Ценность боеголовок АУР с ИК-сенсором класса I2R в том, что эта технология обеспечивает уверенную визуализацию цели, автоматизацию управления стрельбой АУР и самонаведение выпущенных ракет на цель. Более того, ИК-сенсоры этого класса по сравнению с обычными одночастотными и многоканальными (многочастотными) ИК-сенсорами значительно более устойчивы к воздействию на них пассивных средств противодействия, например таких, как отстреливаемые ложные тепловые имитаторы.
Научно-технические работы в Китае по созданию сканирующего ИК-сенсора (со сканирующим приемником ИК-сигналов) осуществляются в Ляоянском центре НИОКР в области оптико-электронных технологий. Представители этой организации на авиационной выставке сообщили, что ИК-сенсор изображения уже создан и испытывался на стенде. Хотя полетные испытания с "привязной" моделью сенсора не проводились, представители Ляоянского технологического центра полагают, что "такие испытания будут проведены в ближайшее время".
Стремясь создать новую собственную АУР класса "воздух-воздух" с ИК- головкой R", предназначаемых на замену существующих АУР ближнего боя с ИК-сенсорами самонаведения типов PL-5, PL-6, PL-8 и PL-9, Китай рассматривает также возможность своего участия в совместных с зарубежными корпорациями проектах по разработке АУР и других управляемых ракет и уже активно изучает возможные варианты и условия партнерского участия в таких программах.
В ходе обсуждения на авиационной выставке в Чжухае оперативно-технических требований (ОТТ), предъявляемых к АУР четвертого поколения класса "воздух-воздух", представители Ляоянского технологического центра КНР высказали мнение, что такие АУР должны иметь соответствующую аэродинамику, оснащаться двигателями с векторным управлением полета, хотя и оговорились, что проблема аэродинамической конфигурации и векторных двигателей зависит не только от содержания нынешних ОТТ, но и от возможных ОТТ будущего, которые могут существенно повлиять на конфигурацию и структуру перспективных АУР.
Зарубежные военные специалисты и обозреватели полагают, что, учитывая настойчивое стремление китайцев осваивать современные и перспективные зарубежные высокие технологии, а также прежнюю опору китайцев в собственных разработках на американские, французские и израильские технологии авиационных и других управляемых ракет (полученные из-за рубежа легитимно на основе законного импорта или иными путями), очевидно, что иностранные технологии и впредь будут широко внедряться китайцами в свои собственные разработки ракет, в том числе АУР класса "воздух-воздух".
РАЗРАБОТКА ПОРТАТИВНЫХ ПЕРЕНОСНЫХ ЗУР С ИК-СЕНСОРОМ
Ляоянский технологический центр КНР параллельно с созданием I2R-cенсорных боеголовок АУР разрабатывает портативные переносные ЗУР класса "поверхность-воздух"для ближней и непосредственной ПВО войск и объектов на поле боя, которые также планируется оснащать I2R-сенсорными боеголовками. В стадии разработки находится портативная переносная ЗУР этого класса типа QW-4. Руководство программой QW-4 осуществляет китайская государственная аэрокосмическая научно-производственная корпорация - СOSIC.
Представители Ляоянского центра на выставке в Чжухае подтвердили, что центр работает над созданием сенсора обнаружения I2R для оснащения ЗУР типа QW-4, но подчеркнули, что ракета пока находится в стадии разработки.
Корпорация COSIC обнародовала некоторые ТТХ ЗУР типа QW-4, согласно которым максимальная наклонная дальность поражения целей составляет 6000 м; максимальная высота поражения - 4000 м.
Зарубежные специалисты считают, что успешное создание китайцами портативной ЗУР с сенсором I2R резко повысит возможности ПВО непосредственной обороны войск и объектов против низколетящих целей, таких, как самолеты и вертолеты, штурмовики, крылатые ракеты, беспилотные ударные средства нападения.
АУР СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ C АКТИВНОЙ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ ГОЛОВКОЙ
Ляоянский технологический центр КНР по заданию ВВС НОАК осуществляет, помимо прочих проектов, программу разработки АУР класса "воздух-воздух" с активной радиолокационной головкой самонаведения. По сведениям китайских представителей, работы ведутся уже более 5 лет и эта АУР уже находится в стадии испытаний.
Китайский официальный представитель, касаясь программы АУР SD-10 (PL-12), сообщил: "Мы разрабатываем эту АУР собственными силами, но с некоторой помощью". В связи с этим зарубежные обозреватели отмечают, что китайская программа поддерживается и обеспечивается несколькими российскими разработчиками управляемых ракет и их подсистем, и китайцы в максимальной степени используют поступающие в их распоряжение компоненты российской АУР R-77 (по классификации НАТО - AA-12 ).
По имеющимся сведениям, китайцы уже проводили наземные испытательные стрельбы этой АУР, а также "привязные" стрельбы ракетами с опытных платформ самолетов J-8.
Объясняя выбор для новой АУР такой конструктивной особенности, как инновационная форма "обратной стреловидности" срезов крестообразного хвостового оперения этой ракеты, китайский представитель отметил, что такая конструктивная форма оперения принята с целью повышения маневренности ракеты в полете.
По словам китайцев, АУР рассчитана на максимальные ускорительные боковые/горизонтальные перегрузки в 40G. Хвостовик такой конструкции, по их мнению, также снижает потребную мощность исполнительных механизмов управления подвижными управляющими плоскостями при полете ракеты.
Китайские специалисты подтвердили также то, что новая АУР может применяться для стрельбы по профилю высоких траекторий полета на максимальную дальность. В этом отличие китайской АУР SD-10 (PL-12) от базисной российской R-77, экспортный вариант которой известен под индексом RVV-AE и которую китайцы закупают в России для вооружения своих истребителей Су-30 МКК российского и собственного лицензионного производства, поступающих на вооружение ВВС НОАК.
Китайское политическое и военное руководство, оценивая современные тенденции начала и ведения войны, не только досконально понимает необходимость создания группировок по отражению воздушных и воздушно-космических ударов или нанесению таких ударов своими воздушными группировками по возможному противнику, но и реально воплощает в жизнь это требование сегодняшнего дня. Понимая не только теоретическую часть решения данной проблемы, руководство Китая создает и адекватную материальную базу для возможного положительного решения данной проблемы - создает необходимые средства вооруженной борьбы в воздушной сфере с целью оснащения ими своих ВС.
В то же время российское военное руководство, отчетливо понимая решающую роль авиационной мощи государства в возможных военных конфликтах и войнах нового облика, тем не менее задачи оснащения наших ВС авиационной техникой поставило по приоритетности лишь на 8-е место.