В 44-м номере "НВО" за 2003 г. была опубликована статья Константина Макиенко "Борьба за контракты. Российско-индийское военно-техническое сотрудничество: опыт качественного анализа". В целом материал производит впечатление компетентного кропотливого труда. Но все же видится, что автор допустил очень нтеочность. Речь идет об авторской оценке положения России на рынке БПЛА (беспилотных летательных аппаратов). В частности, утверждается, что иностранные (а именно - израильские) производители БПЛА априори занимают лидирующее положение в этой области ввиду отсутствия конкурентоспособных предложений с российской стороны. Нельзя сказать, что автор абсолютно не прав, но тем не менее данная точка зрения требует корректировки.
СУТЬ ВОПРОСА
Во-первых, в нашей стране проблемой дистанционно пилотируемой (беспилотной) авиации занимаются с 70-х годов прошлого века. Правда, нельзя сказать, что в то время наша военно-промышленная элита отчетливо видела БПЛА на перспективном поле боя. Основную мотивацию задавали западные разработки в этой области (в частности, успешный проект американского высотного "беспилотника" "Компас Коуп" - предтечи современного БПЛА "Глобал Хоук").
Подлинное понимание роли БПЛА в боевых действиях пришло к военным всего мира лишь после первых опытов "боевого крещения" новой техники. Здесь, как считается, приоритет принадлежит Израилю. В 1982 году в ходе операции "Мир Галилее" израильская армия впервые и с успехом применила тактический разведывательный БПЛА "Scout". Этот успех во многом предопределил позиции Израиля как одного из лидеров мирового рынка беспилотной авиации.
С той поры исследования в этой области начали многие страны, однако со временем наметилось некоторое различие в видении роли и функций БПЛА, что обуславливалось в первую очередь географическими, военными и экономическими соображениями.
Для сверхдержав, к числу которых еще недавно принадлежал СССР, вполне логичным было начать изучение проблемы с создания тяжелых (порядка 10 тонн) высотных (потолок 20 км) аппаратов с продолжительным временем (от 24 часов) и большой дальностью полета. Последнее требование вытекает из значительных географических размеров государств и наличия зон национальных интересов далеко за пределами границ. В итоге США разработали и активно применяют стратегический БПЛА "Глобал Хоук". Россия вошла в новый век с макетом перспективной беспилотной авиационной системы БАС-62 (разработчик - ОКБ "Сухой"). По известным причинам дальнейшая работа в этом направлении идет с запаздыванием, хотя предлагаемая система будет серьезным и единственным конкурентом американского собрата - как по функциональным возможностям, так и по стоимости.
Что характерно, Израиль не предлагает в обозримой перспективе стратегических БПЛА. Вероятно, в связи с малой протяженностью границ вооруженные силы Израиля не нуждаются в такой технике. Не последнюю роль играют и экономические причины - разработка стратегических БПЛА возможна лишь при наличии мощной авиационной промышленности, которая в Израиле отсутствует. Основу парка беспилотной авиации Израиля (включая перспективные разработки) составляют БПЛА массой 200-400 кг (исключение представляет, пожалуй, лишь многоцелевой БПЛА Hermes-1500, весящий полторы тонны).
ЧТО НУЖНО ИНДИИ
Делать вывод о конкурентоспособности российской, израильской и любой другой беспилотной техники можно, лишь опираясь на конкретные потребности конкретного рынка. Попробуем оценить, какие типы БПЛА могут потребоваться вооруженным силам Индии с учетом ее внешнеполитических, географических и прочих факторов.
Площадь территории Индии составляет 3 287 000 квадратных километров (это примерно треть территории США). Протяженность границ - 14 100 км. Из самых неспокойных соседей можно выделить Пакистан (общая граница 2292 км) и Бангладеш (4053 км). Источником конфликтов служат давние территориальные претензии и межконфессиональные конфликты, которые 30 лет назад уже приводили Индию и Пакистан к войне. В настоящее время Индия, так же как и Пакистан, интенсивно наращивает свою военную мощь, готовясь к крупномасштабным боевым действиям, возможно, с применением оружия массового поражения. На всех спорных территориях наблюдается диверсионно-террористическая активность.
Таким образом, Индия может испытывать потребность в БПЛА как для стратегической разведки и развертывания сплошного радиолокационного поля, так и для использования в локальных конфликтах и контртеррористических операциях. Это предположение подтверждают слова заместителя начальника генерального штаба ВВС Индии маршала авиации Накви, который назвал внедрение БПЛА наряду с высокоточным оружием перспективным направлением развития национальных ВВС.
О предложениях в области стратегических "беспилотников" с Индией могут говорить лишь США и Россия - как единственные страны, имеющие многолетние практические наработки. Израиль же в этой нише своих предложений не имеет. При этом, насколько известно, возможность продажи американцами стратегических БПЛА с Индией не обсуждалась.
ЧЕМ БОГАТЫ
Таким образом, у России есть шанс предложить Индии совместное участие в доработке и производстве беспилотной авиационной системы "БАС-62" ОКБ "Сухого". Ближайшим аналогом этого проекта является БПЛА "Глобал Хоук". Однако отечественное изделие может решать более широкий спектр задач и значительно дешевле в производстве. Пока слабым местом проекта (с точки зрения ВТС) является незавершенность, хотя Индия и раньше проявляла заинтересованность в проведении совместных НИОКР - вспомним хотя бы проект ПКР "БраМос".
Конкуренция с Израилем начинается, когда заходит речь об оперативных и тактических беспилотных комплексах. Действительно, Израиль может предложить (и предлагает) ряд изделий, выполненных на современном техническом уровне. Активнее всего в регионе продвигает свои изделия израильская фирма IAI. Известно, что в девяностых годах прошлого века вооруженные силы Индии вели переговоры с IAI о приобретении тактического разведывательного БПЛА "Searcher". Этот БПЛА предназначен для непосредственной разведки поля боя, также он может использоваться для контроля боевых действий, целеуказания и как артиллерийский наводчик. Данный БПЛА стоит на вооружении армии Израиля, что повышает его экспортный потенциал.
Прямым конкурентом "Searcher" является отечественный комплекс "Строй-П" с БПЛА "Пчела-1", разработанный специалистами московского НИИ "Кулон". Модернизированный вариант комплекса демонстрировался на прошедшей выставке "МАКС-2003". По своим характеристикам данный комплекс практически не уступает израильскому аналогу. Подобно "Search", "Строй-П" стоит на вооружении Российской армии. Годы интенсивной эксплуатации комплекса в Чечне в условиях боевых действий доказали его исключительную эффективность. В данном комплексе реализовано сопряжение в реальном масштабе времени с командными пунктами средств огневого поражения, таких, как РСЗО, полевой артиллерией, проработаны вопросы выдачи целеуказания ударным вертолетам. Полигонные испытания комплекса в связке с РСЗО "Смерч" показали значительное улучшение результатов по времени и точности обнаружения и уничтожения цели.
К недостаткам "Строй-П" можно отнести относительно устаревшее и громоздкое бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).
Вообще отставание по части БРЭО уже давно стало головной болью отечественной оборонки. Однако при работе с зарубежными заказчиками эта проблема частично решалась установкой БРЭО полностью иностранного или совместного производства. Кстати, по этому пути пошла корпорация "Иркут". Совместно с израильской компанией Aeronautics Unmanned System LTD сконструирован и подготовлен к серийному производству БПЛА массой 200 кг, предназначенный для обнаружения пожаров в стадии их возникновения, а также для наблюдения за трубопроводами и ЛЭП. БПЛА оснащен израильской оптико- и радиоэлектронной аппаратурой (ее масса - 16 кг против 70 у отечественного аналога).
В настоящее время при разработке БПЛА зачастую предусматривается возможность установки сменных комплектов бортового оборудования, меняющихся в зависимости от поставленной задачи. Это делает комплекс более гибким как функционально, так и в отношении последующей модернизации его высокотехнологичной начинки. Именно такой подход заложен в новых разработках НПКЦ "Новик", который представил образцы своих изделий на прошедшей выставке "МАКС-2003". Конструкторы этой фирмы пошли по пути минимизации массы БПЛА, что значительно удешевило производство и улучшило ряд параметров комплекса. Так, например, БПЛА "Мошкара" (его гражданский аналог - комплекс "ГрАНТ") весит всего 20 кг, при этом, как утверждают разработчики, способен решать те же задачи и имеет практически те же скоростные и высотные характеристики, что комплекс "Строй-П". При этом существенно упрощается эксплуатация комплекса - удалось сократить расчет, отказаться от ракетных ускорителей, не нужен парашют при посадке. БПЛА "Мошкара" предлагается разработчиками и в качестве АЗПП (аэродинамически забрасываемый передатчик помех), и в качестве тактического разведчика. Ни один зарубежный аналог не может составить ему конкуренции по критерию "стоимость-эффективность".
Говоря о БПЛА оперативно-тактического назначения, нельзя не сказать про комплекс "Строй-Ф" с БПЛА "Коршун", разработанный АНТК им. А.Н. Туполева. Данный аппарат имеет скорость до 950 км/ч, взлетный вес до 3 тонн, радиус действия 200-300 км. В зависимости от поставленной задачи на борт могут быть установлены фотоаппараты, ИК-аппаратура, РЛС бокового обзора. Из израильских аналогов ближе всего к нему стоит БПЛА "Hermes-1500" фирмы "Silver Arrow". Однако, в отличие от российского "беспилотника", на "Hermes" не предусмотрена установка боевой нагрузки для поражения наземных целей.
Существует еще одна ниша беспилотной авиации, которую уже начинают активно осваивать как у нас, так и за рубежом. Это так называемые микро-БПЛА, весом меньше 5 кг. Их главная отличительная особенность - они могут запускаться с руки. Это направление считается одним из наиболее перспективных, так как они незаменимы не только при войсковых, но и при полицейских операциях. Еще необъятнее область гражданского применения подобных устройств. Эти БПЛА просты, дешевы, не требуют громоздкого автошасси. Пехотинец может нести с собой несколько таких устройств. Возможности военных БПЛА этого типа классифицируются как "ближний разведчик". Из израильских разработок в этой области известны лишь БПЛА "Skylark" и "Seagull" фирмы "Silver Arrow". Предназначенные для выполнения задач в операциях на уровне взвода, оба БПЛА имеют взлетный вес 5,5 кг, скорость полета 40-80 км/ч и радиус действия 5-10 км. В соответствии с предстоящей задачей в отсек фюзеляжа может быть установлено различное оборудование, включая цветную видеокамеру или инфракрасные датчики обзора FLIR (forward-looking infrared sensor). "Skylark", больший из представленных беспилотных систем, может находиться в воздухе более двух часов. "Seagull" способен находиться в воздухе более шести часов.
Российские разработчики одними из первых осознали перспективность микро-БПЛА. В результате сегодня имеются два завершенных комплекса, готовых к гражданскому и военному применению. Одну из разработок представляет фирма НПКЦ "Новик" - ближний разведчик аэродинамический телевизионный "БРАТ". Он почти в два раза легче своих израильских аналогов - всего 2,8 кг, при этом имеет тот же радиус действия. В производстве и эксплуатации он настолько дешев, что даже рассматривается возможность о его одноразовом использовании, что удваивает дальность полета.
Другой замечательный представитель БПЛА данного класса был разработан в НИИ прикладной механики им. акад. В.И. Кузнецова. Речь идет о нашумевшем микророботе "Пустельга", выполненном по вертолетной схеме в виде винтокрылой летающей тарелки. Он немного проигрывает израильским аналогам и комплексу "БРАТ" по радиусу действия и длительности барражирования, но он абсолютно бесшумен и весит менее 300 грамм! Уже на дальности 50 метров аппарат практически неразличим невооруженным глазом. Это делает "Пустельгу" незаменимой при проведении контртеррористических операций в городских условиях.
Таким образом, российские разработчики готовы уже сегодня практически полностью перекрыть потребность Индии в БПЛА. Временно не занятые нами ниши можно восполнить путем совместных проектов на базе огромного российского научно-технического задела в этой области. Российский ОПК предлагает вполне конкурентные технологии и "внеконкурентные" цены. Единственным серьезным преимуществом израильских производителей, в отличие от российских, является государственная поддержка, в том числе и на внешних рынках.