0
1743
Газета Вооружения Интернет-версия

27.08.2004 00:00:00

Небо заполнят летающие роботы

Вадим Исламов

Об авторе: Вадим Кадимович Исламов - кандидат военных наук, полковник.

Тэги: нато, бла, перспективы, развитие


Первое десятилетие XXI в. знаменуется массовым развитием беспилотных летательных аппаратов (БЛА).

По сообщениям иностранной печати, за период с 1993 по 2005 г. общее количество боевых беспилотных средств в странах НАТО возрастет в 2,7 раза и к 2006 г. может составить около 110 тыс. аппаратов. При этом в США, других странах альянса, а также Израиле и ЮАР основное внимание уделяется разработке и производству разведывательных и многоцелевых БЛА.

Полеты беспилотных летательных аппаратов ничем не отличаются от полетов пилотируемой авиации. БЛА оснащены системами наведения, бортовыми радиолокационными комплексами, датчиками и видеокамерами. Массовые поступления БЛА на вооружение формирований Объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО в Европе ожидаются в период до 2006 г. Численность их парка на Центрально-Европейском театре военных действий (ТВД) может достигнуть около 60 тыс. единиц, из которых примерно 60% будут составлять малоразмерные аппараты.

В соответствии с перспективными планами США и НАТО разрабатываются и многоцелевые БЛА, которые в зависимости от установленного на них оборудования могут решать задачи воздушной разведки, вести радиоэлектронную борьбу, наносить удары по важным объектам противника в глубине построения его войск. При разработке новых беспилотных средств большое внимание уделяется созданию сравнительно дешевых малоразмерных аппаратов типа "Аквила" (США), "Стэбилай" (Великобритания), "Мирах" (Италия) и других. Наряду с решением разведывательных задач они смогут обеспечить автоматический вывод на обнаруженные цели ударных беспилотных средств.

В результате поступления на вооружение ОВС НАТО перспективных БЛА, предназначенных для подавления ПВО противника, появится возможность высвободить до 20% пилотируемых самолетов, которые при ведении воздушной операции на Центрально-Европейском ТВД могут решать задачи по подавлению и огневому поражению других наземных объектов.

США

Для БЛА, управляемых автопилотом (роботом), принята терминология - Unmanned Aerial Vehicles (UAV). В Соединенных Штатах Америки реализуется 25-летняя программа НИОКР в области беспилотных летательных аппаратов. Как отмечают специалисты, она уже принесла ощутимые результаты в период военных конфликтов последних лет. С 1986 г. в вооруженных силах США успешно использовался БЛА Pioneer израильской разработки (считается, что он будет находиться на вооружении армии США до 2007 г.). В 2001 г. США расходовали на НИОКР в сфере разработки и создания БЛА 1,2 млрд. долларов.

Современным беспилотным средством разведки является аппарат Chadow-200: максимальный взлетный вес - 149,1 кг; скорость полета - 123 км/ч; продолжительность нахождения в воздухе 5-6 часов; максимальная высота полета - 4,2 км. Оснащается кадровыми ТВ и ИК-камерами.

Согласно данным, опубликованным Пентагоном, во время американской войны в Афганистане UAV RQ-1 Predator уже вел бой ракетами, тогда как ранее он использовался лишь для разведки и целеуказания. В дальнейшем эти машины прекрасно себя зарекомендовали при патрулировании "беспилотной зоны" в период операции "Свобода Ираку". Этот БЛА оснащен лазерным целеуказателем, осуществляющим подсветку цели и обеспечивающим самонаведение ракеты (сначала ракеты запускались с другого самолета). Аппараты UAV RQ-1 Predator атаковали и уничтожили около 12 наземных целей (батареи ПВО, ракетные пусковые установки, радары и спутниковые тарелки иракского ТВ). В войне против Ирака были задействованы около 50 американских БЛА, в том числе RQ-1 Predator и RQ-4A Global Hawks.

БЛА Predator летит, как правило, на высоте около 5 км, а БЛА Global Hawks на высотах более 20 км, то есть является высотным аппаратом, недоступным для наземных средств ПВО. Любой БЛА Global Hawks может находиться в воздухе в течение 32 часов, снабжен инфракрасными и радиолокационными датчиками с дальностью обзора около 60 км. Такая машина может совершить перелет из Германии в Афганистан менее чем за 6 часов. Аппарат Global Hawks оснащен системой автоматической посадки, управление им осуществляется с компьютеризированного рабочего места. В апреле 2001 г. он совершил полностью автономный беспосадочный перелет из Калифорнии в Австралию.

"Руководство по оборонному планированию" США, относящееся к пятилетнему периоду с 2004 по 2009 г., предусматривает, что к 2012 году на вооружении армии США должна находиться эскадрилья из 12 беспилотных боевых машин, которые смогут участвовать в бомбардировках противника, не ставя в опасность жизни американских летчиков.

В начале 2003 года глава Министерства национальной безопасности США Том Ридж заявил, что "беспилотные самолеты-разведчики могут начать патрулировать границы США уже с конца 2003 года. Беспилотные самолеты, какие применялись в военной операции в Ираке, помогут в борьбе с нелегальными иммигрантами и увеличат эффективность работы пограничных служб. Мы планируем использовать эти аппараты для охраны границ на земле, в воздухе и на море".

Согласно 25-летней программе развития беспилотной авиации в США, поставлена задача создания аппаратов, способных обнаруживать людей на расстоянии нескольких километров. Они должны летать практически бесшумно и находиться в полете непрерывно в течение недель. Предполагается, что будут созданы сверхзвуковые БЛА с большой дальностью полета. Компания Boeing уже ориентируется исключительно на БЛА.

Федеральная авиационная служба США готовит нормативы, регулирующие правила использования беспилотных самолетов для контроля окружающей среды, дорожного движения, для перевозки грузов, тушения лесных пожаров, проведения спасательных операций и т.д. По прогнозам, через 10 лет в США будет насчитываться более 8 тыс. таких аппаратов.

Американские эксперты считают, что к 2025 году 90% всех боевых самолетов будут беспилотными, но еще в 2000 г. председатель комитета Сената по делам вооруженных сил предложил к 2010 г. сделать беспилотной треть всего самолетного парка авиации США дальнего действия.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Разработкой перспективных разведывательных БЛА в Великобритании занимается управление военных исследований и оценок (DERA), предшественником которого был королевский научно-исследовательский центр ВВС (RAE). В ноябре 1998 г. управление DERA планировало начать летные испытания первого из пяти БЛА типа СА3 с полезной нагрузкой, которая была испытана на борту ранее разработанного летательного аппарата XRAE-140. Цель испытаний - выработка тактико-технических требований к разведывательному БЛА с дальностью действия 30 км для армии Великобритании.

Планер БЛА СА3 разработан компанией Cranfield Aerospace и изготовлен из композиционных материалов английской компанией Tasuma. Размах крыла - 2,4 м; полная взлетная масса - 35 кг; силовая установка - двухтактный двигатель мощностью 6,4 л.с.; продолжительность полета - 2 часа; крейсерская высота - 300-400 м.

Разработанная управлением DERA концепция Observer ("Наблюдатель") явилась продолжением работ, проводимых ранее по программе BgUMA ("БЛА тактической группы"). Эта концепция предполагает использование на БЛА миниатюрного комбинированного датчика и усовершенствованного алгоритма, обеспечивающих получение высоких характеристик разведывательной аппаратуры при ее небольшой массе. Поскольку используемая в настоящее время стабилизированная разведывательная аппаратура БЛА имеет обычно массу около 30 кг, концепция Observer предусматривает стабилизацию линии визирования только по углу крена. Аппаратура устанавливается в носовой части БЛА и состоит из четырех миниатюрных твердотельных ТВ-камер на приборах с зарядовой связью. Три камеры имеют фиксированное поле зрения под углами понижения 30, 60 и 90 град. Выходные сигналы этих камер объединяются и позволяют получать сплошное изображение земной поверхности под летательным аппаратом и впереди него почти до линии горизонта. Четвертая ТВ-камера имеет переменное фокусное расстояние, что дает возможность получать детальные изображения выбранных целей.

Компания Cranfield Aerospace разработала алгоритм для автоматического контроля траектории полета путем определения текущего положения БЛА с помощью сигналов, выдаваемых приемником глобальной спутниковой навигационной системы GPS. Это гарантирует то, что представляющий интерес наземный объект будет оставаться в поле зрения телевизионных камер.

На наземной станции управления, разработанной компанией Signal Computing, имеется комбинированный (карта/изображение) индикатор на цифровой базе данных и с сенсорным экраном. Применение стандарта Geo TIFF дает возможность картографирования и получения необходимых данных почти любых районов земного шара. Оператор может установить режим автоматического поиска путем прикосновения к соответствующему месту на экране индикатора станции либо передать на БЛА команду провести более детальную разведку.

БЛА СА3 совершает катапультный взлет и автоматическое приземление. Система спасения состоит из парашюта и надувного посадочного амортизатора. В 1999 году состоялся комплексный показ этого аппарата.

Компанией Meggitt Defence System разработаны БЛА Phantom (с треугольным крылом) и БЛА Spektre. У БЛА Phantom размах крыла составляет 2,5 м; максимальная взлетная масса - 35 кг, масса разведывательной аппаратуры - 8 кг; дальность действия - 60 км; продолжительность пребывания в воздухе - 3 часа. БЛА Spektre имеет максимальную скорость 240 км/ч и может находиться в воздухе до 3 часов. Компания GЕK-Marconi ведет разработку для Министерства обороны Великобритании разведывательного БЛА Phoenix.

ФРАНЦИЯ

Разведывательные БЛА Франции представлены аппаратами самолетной схемы Crecerelle, Sperwer, Tucan 95, Fox, Heliot, Hussard 2 и аппаратами вертолетной схемы Vigilant F 2000 М.

Система воздушной разведки на базе БЛА Crecerelle разработана компанией SAGEM. В качестве конструкции этого беспилотника использована конструкция БЛА ASR-4 Spektre. Длина аппарата - 2,7 м; размах крыла -3,3 м; максимальная взлетная масса - 110 кг (включая полезную нагрузку массой 37 кг). В состав разведывательной аппаратуры могут быть включены: ИК линейный сканер Cyclope IR 2000, разработанный компанией SAGEM. При ведении разведки с высоты 300 м разрешающая способность сканера составляет 45 см; линейный сканер, работающий в видимой области спектра электромагнитных волн. При наблюдении с высот 300 м и 2000 м разрешающая способность этого сканера составляет 15 см и 20 см соответственно; телевизионная камера переднего обзора.

Армия Франции закупила две системы Crecerelle, в состав каждой из которых входят 12 беспилотников. Вначале эти системы рассматривались как временные, которые будут находиться в эксплуатации до поступления на вооружение БЛА Brevel, разработанного консорциумом Eurodrone. По планам командования армии Франции, система Crecerelle будет находиться на вооружении по крайней мере до 2005 года. Компанией SAGEM разработан также БЛА Sperwer - модифицированный вариант беспилотника Crecerelle, в котором использована собственная более габаритная конструкция планера.

Компания САС Systems разработала перевозимую одной транспортной машиной систему воздушной разведки Fox-MLCS, в которой могут использоваться разведывательные БЛА Fox АТ1 и Fox АТ2, а также БЛА радиоэлектронной борьбы Fox TX. В качестве транспортной машины используется автомобиль повышенной проходимости Mercedes Unimog 656, который может перевозить четыре БЛА, соответствующее наземное оборудование и расчет из трех человек.

Разведывательный БЛА Fox АТ1 имеет полную взлетную массу 90 кг, массу полезной нагрузки до 15 кг и продолжительность полета 1 час 30 мин. Полная взлетная масса разведывательного БЛА Fox АТ2 и беспилотника РЭБ Fox TX составляет 140 кг, масса полезной нагрузки - 25 кг; продолжительность пребывания в воздухе - 5 часов; крейсерская скорость - 144 км/ч; максимальная дальность действия - 300 км.

Различные варианты полезной нагрузки БЛА Fox TX разработаны компанией Dassault Electronigue. К их числу относятся система перехвата и пеленгования Phalanger, аппаратура помех средствам связи Barrage и противорадиолокационная ракета Pari. Другие аппараты, разработанные компанией САС Systems, - Heliot и Fox VTOL - могут использоваться отдельно или в комбинации с системой Fox-MLCS.

С целью уточнения тактико-технических требований к системе воздушной разведки бригадного уровня, предназначенной для обеспечения действий танковых частей и подразделений, командование армии Франции провело оценку БЛА Hussard 2, разработанного компанией Aerospatiale Missiles, и малогабаритного беспилотного вертолета Vigilant-F2000М компаний TechnoSud Industries/Thomson-CSF.

Двухмоторный разведывательный БЛА Hussard 2 имеет длину 2,6 м; размах крыла 3,5 м и массу 30 кг. Разведывательная аппаратура - ТВ-камера цветного изображения с переменным фокусным расстоянием, позволяющим увеличивать изображение с кратностью 12. По командам оператора наземной станции положение камеры по азимуту и углу места может изменяться независимо от направления полета БЛА. Управление полетом аппарата может осуществляться по радио или по волоконно-оптической линии. Преимуществом последнего способа является широкая полоса частот и высокая помехозащищенность. Длительность полета БЛА - 1 час, максимальная дальность действия - 8 км (определяется длиной находящегося на летательном аппарате волоконно-оптического кабеля), крейсерская скорость - 130 км/ч. Для взлета беспилотника требуется полоса 4055 метров.

Малогабаритный беспилотный вертолет Vigilant F 2000 М имеет длину 2,3 м; максимальную взлетную массу 30 кг, массу полезной нагрузки 10 кг; дальность действия 20 км.

ГЕРМАНИЯ

Разведывательные БЛА представлены аппаратами Brevel и КZO, имеющими максимальный взлетный вес 150 кг, скорость полета - 150 км/ч, потолок - 4 км, продолжительность полета - 3,5 часа. Аппараты оснащаются кадровой ИК-аппаратурой и дневной ТВ-камерой.

В 1998 г. управление закупок вооружений Германии (BWB) провело оценку БЛА, разработанного компанией ЕМТ и рядом промышленных предприятий Израиля (программа LUNA). Командование армии ФРГ планировало закупить 25-50 систем воздушной разведки LUNA с общим количеством 200-400 БЛА и принять их на вооружение в 2002-2003 гг.

ИТАЛИЯ

Компания Meteor CAE поставляет беспилотники семейства Mirach для автоматизированной системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации (SORAO), являющейся частью системы контроля, управления и связи корпусного уровня CATRIN.

ИСПАНИЯ

Национальным институтом авиационной техники (INTA) для вооруженных сил страны разрабатывается разведывательный БЛА малой дальности SIVA. Кроме того, институтом разработан легкий многоцелевой аппарат ALO, который может быть использован для ведения воздушной разведки. В состав системы ALO входят легкий автомобиль общего назначения Mercedes Unimog с установленной на нем наклонной пусковой установкой, наземная станция управления и три БЛА. Длина летательного аппарата - 1,75 м; размах крыла - 3 м; максимальная взлетная масса - 29 кг; продолжительность пребывания в воздухе - 2 часа; дальность действия - 50 км; максимальная скорость - 200 км/ч. В качестве разведывательной аппаратуры могут быть использованы или управляемая тепловизионная камера, или ТВ-камера с массой до 6 кг.

ЧЕХИЯ

Технический институт ВВС и ПВО разработал разведывательный БЛА дивизионного уровня Sojka III, поступивший на вооружение в 1997 году. Аппарат имеет модульную конструкцию, его длина - 3,78 м; размах крыла - 4,12 м; максимальная взлетная масса - 145 кг; масса полезной нагрузки - 30 кг; дальность действия - 60-100 км; крейсерская скорость - 180 км/ч; продолжительность полета - 2 часа; разведывательная аппаратура - ТВ-камера черно-белого изображения.

ШВЕЦИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ШВЕЙЦАРИЯ, ФИНЛЯНДИЯ

Вооруженные силы Швеции и Нидерландов закупили у французской компании SAGEM беспилотник Sperwer, который в Швеции получил наименование Ugglan.

В Швеции научно-исследовательским центром оборонных исследований и одним из университетов разработана серия малогабаритных беспилотных вертолетов APID, которые производятся компанией Scandicraft Systems и могут быть использованы для ведения воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы. Диаметр ротора вертолета - 3 м; масса полезной нагрузки - 25 кг; скорость - до 100 км/ч. Бортовой усовершенствованный автопилот обеспечивает полностью автономный полет.

В Швейцарии принят на вооружение разведывательный БЛА Ranger, разработанный израильской компанией IAI и швейцарской фирмой Oerlkon Contraves.

В Финляндии закупка разведывательных БЛА осуществляется на конкурсной основе. В конкурсе участвуют беспилотники Sperwer, Tucan 95, Ranger и БЛА Outrider компании Alliant Techsystems (США).

Как отмечают западные эксперты, в вооруженных силах ряда европейских государств имеется необходимость применения легкого (максимальная взлетная масса - 30 кг) и недорогого БЛА для обеспечения разведывательной информацией командиров частей и подразделений, дислоцированных поблизости от вероятного района боевых действий. В качестве такого БЛА рассматривается малогабаритный беспилотный вертолет Camcopter австрийской компании Schiebel, которая выпускает также аппаратуру обнаружения мин. Военные эксперты США уже провели оценку этого БЛА с точки зрения его пригодности для разминирования местности и решения ряда других задач.

ИЗРАИЛЬ

Основными производителями разведывательных БЛА являются отделение Malat компании Israel Aircraft Industries (IAI) и компания Silver Arrow. Компанией IAI разработаны БЛА Pioneer (применяется в армии США с 1986 г.), Scout (состоит на вооружении сил обороны Израиля с 1986 г.), Ranger, Searcher и Eye-View. Беспилотник Searcher используется в вооруженных силах Израиля и нескольких зарубежных стран (Шри Ланка, Тайвань, Таиланд).

По состоянию на июль 1998 г. в эксплуатации находилось более 100 таких аппаратов и около 20 наземных станций управления. В июле 1998 г. отделением Malat была продана первая подвижная наземная станция управления, предназначенная для подразделений передовой полосы. После пуска БЛА, который осуществляется с помощью расположенной в тылу стационарной ПУ (стандартной станцией), и достижения им района ведения разведки управление полетом принимает на себя подвижная станция. Главным достоинством этой станции является то, что впервые личный состав низовых звеньев может осуществлять прямой контроль за получаемой ими информацией. Такой контроль становится особенно важным для эффективного сбора информации в реальном времени и для непосредственной оценки потерь противника в результате нанесенных по нему ударов.

Система воздушной разведки на базе БЛА ближнего действия Eye-View предназначена для круглосуточного обеспечения видеоинформацией в реальном масштабе времени частей передового эшелона. Дальность действия БЛА - 50 км; продолжительность полета - 4 часа. В состав системы входят три аппарата и станция управления, смонтированная на боевой машине типа М113 или на многоцелевой высокомобильной колесной машине HMMWV. Боевой расчет - 4 человека.

Компанией Silver Arrow разработана система воздушной разведки на базе БЛА ближнего действия Mmicro-V. В ее состав входит наземная станция управления, наземный терминал обработки данных, вспомогательное оборудование, пружинная ПУ с рельсовыми направляющими и 3-5 упакованных аппаратов. Длина БЛА - 2,75 м; размах крыла - 3,65 м; максимальная взлетная масса - 45 кг; масса полезной нагрузки - до 8,2 кг; силовая установка - два двигателя; радиус действия - 50 км; продолжительность пребывания в воздухе - 5 часов. БЛА может действовать автономно от момента запуска двигателей и до посадки с помощью парашюта в пределах 50 м от выбранного места. Для транспортировки всей системы может быть использована одна автомашина. Боевой расчет состоит из двух человек.

ЮАР

Разработкой БЛА занимаются компании Kentron и Advanced Technologies & Engineering (ATE).

Компанией Kentron разработан разведывательный БЛА Seeker, боевое использование которого началось в период войны в Анголе (1986 г.). В последующие годы компания усовершенствовала этот БЛА. В начале 1998 года был заключен контракт с ВВС Алжира на поставку одной системы воздушной разведки на базе беспилотника Seeker (сумма контракта 20 млн. долл.).

Командование сил национальной обороны ЮАР выбрало, однако, беспилотник Vulture компании АТЕ. В 1994 году с этой компанией был заключен контракт на разработку на базе БЛА Vulture беспилотной системы воздушного наблюдения UAOS, предназначенной для обнаружения целей для 155-мм гаубиц G5 (буксируемой) и G6 (самоходной), а также для 127-мм реактивной системы залпового огня.

Система UAOS является частью системы захвата целей для артиллерии ATES, действующей совместно с артиллерийскими системами наблюдения: базовой (BAOS), смонтированной на лафете-треноге, и усовершенствованной (EAOS), установленной на БЛА. Ожидается, что система ATES обеспечит обнаружение цели, имеющей размеры танка, при наклонной дальности 3 км и высоте полета БЛА 2000 м, а также определение менее чем за 2 минуты местоположения цели в пределах круга радиусом 100 м.

Свои беспилотные комплексы пытаются создать Бразилия, Индия, Иран, Сирия, Южная Корея.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2558
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3174
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2348
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4158

Другие новости