0
2858
Газета Вооружения Интернет-версия

24.09.2004 00:00:00

"Булава" для "Барка"

Алексей Перчун

Об авторе: Алексей Андреевич Перчун - инженер, г. Ульяновск.

Тэги: булава, барк, реформа, опк


С конца весны с.г. ведется широкая дискуссия (в том числе и на страницах "НВО": Владимир Заборский "Холостой замах "Булавы" от 25.06.2004 # 23) о состоянии и перспективах развития морских стратегических ядерных сил (СЯС), инициированная рядом высказываний бывшего командующего Северным флотом адмирала Геннадия Сучкова относительно катастрофического состояния стратегической составляющей Военно-морского флота.

Ситуация, сложившаяся с одной из составляющих триады СЯС, вызывает особую обеспокоенность, поскольку в настоящее время и ближайшее будущее в условиях развала сил общего назначения только ядерный щит может гарантировать безопасность и суверенитет России.

Суть развернувшейся дискуссии состоит в проблеме выбора нового ракетного комплекса (РК) для ракетных подводных лодок стратегического назначения (РПЛСН): РК РСМ-52В "Вариант-3" (или "Барк") Государственного ракетного центра "КБ имени академика В.П. Макеева" (КБМ) или РК "Булава-30" Московского института теплотехники (МИТ). От выбора РК зависит дальнейшая судьба РПЛСН пр. 941, находящихся в составе флота, и строящихся пр. 955.

Мнения специалистов в выборе РК разделились. Одни приводят аргументы в пользу РК "Барк", другие - в пользу "Булавы". Но однозначно ответить на вопрос: какой комплекс лучше - "Барк" или "Булава", - нельзя.

Разработка РК "Барк" КБМ началась в 1986 году. Но в 1998 году после трех неудачных пусков решением Совета безопасности РФ работы над комплексом прекращены. Разработка нового корабельного РК была поручена МИТу, который в том же году начал работы по РК "Булава".

С одной стороны, первые неудачные пуски не являются свидетельством ошибочности заложенных в ракету технических и конструкторских решений и, следовательно, не могут быть основанием для прекращения разработки комплекса, готовность которого составляла около 73%. Генеральный конструктор КБ "Радуга" Игорь Селезнев, под руководством которого была разработана лучшая на сегодняшний день в мире сверхзвуковая противокорабельная ракета 3М-80 "Москит" (принята на вооружение ВМФ СССР в 1984 году), вспоминал: "Она (ракета "Москит". - Авт.) очень тяжело досталась нам... первые 7 пусков у нас были неудачными". Как видите, неудачи - не повод прекращать перспективные работы.

С другой стороны, в комплексе КБМ используется значительное количество элементов и материалов (около 50%), производство которых ведется за пределами России, в странах СНГ, что для стратегического РК недопустимо. О доработке РК "Барк" генеральный конструктор КБМ Владимир Дегтярь сказал: "По нашему предыдущему комплексу РСМ-52, который мы сдавали в 1982 году, у нас было 6 неуспешных пусков┘ Возвращаясь к "Барку", хочу специально повторить: упала всего лишь третья ракета". Другими словами у руководителя КБМ нет твердой уверенности в быстрой доработке комплекса. Действительно, есть в чем сомневаться. И дело здесь не в объективных факторах, влияющих на проведение испытаний РК. Сначала необходимо доработать комплекс полностью под российские комплектующие, что потребует создания кооперации российских предприятий, осуществить переход на новую элементную базу и уже затем заново провести полный цикл испытаний. Не исключено, что невнятная позиция КБМ по перспективам "Барка" сыграла определяющую роль в решении о передаче работ над РК МИТу.

На первый взгляд, на фоне неудач КБМ МИТ выглядит предпочтительнее. Генерал-майор Владимир Дворкин, начальник 4 ЦНИИ МО с 1993 по 2001 год, дал следующую характеристику разработкам МИТа: "Одна из основных особенностей разработок МИТа┘ - минимальный риск и высокая надежность". Можно по-разному относится к Владимиру Дворкину и Юрию Соломонову (см. "НВО" # 23, 2004), директору и генеральному конструктору МИТа, но факты говорят сами за себя. При испытаниях РК РСД-10 "Пионер" (SS-20 по классификации НАТО) был проведен 21 пуск - все успешные, РС-12М "Тополь" (SS-25) - только один неудачный пуск, РС-12М2 "Тополь-М" (SS-27) - один неудачный пуск из 13.

МИТ располагает созданной для серийного производства РК "Тополь-М" кооперацией российских предприятий, что позволяет ему выполнить главное требование ВМФ и МО - использование только российских комплектующих.

МИТ хотя и имеет опыт в разработке межконтинентальных баллистических ракет и корабельных комплексов (противолодочный ракетный комплекс "Медведка", реактивные противолодочные системы "Смерч", "Ливень"), но этого явно недостаточно для создания РК РПЛСН. Это признает директор и генеральный конструктор МИТа Юрий Соломонов: "Новым для нас является все то, что связано с обеспечением старта из подводного положения. Мы действительно не занимались ранее подобного рода вещами". У МИТа нет соответствующей испытательной инфраструктуры.

Отсутствие опыта у специалистов МИТа приведет к необходимости их обучения в области морских систем и потребует проведения большого объема исследований. Подобная ситуация уже имела место при разработке берегового самоходного артиллерийского комплекса А-222 "Берег". Один из разработчиков "Берега" Виктор Шурыгин, впоследствии директор и генеральный конструктор ЦКБ "Титан", вспоминал: "Многие, в том числе и я, об артиллерии имели к тому времени вполне определенное понимание, но я бы сказал - неполное. Поэтому, конечно, были определенные сложности. Пришлось даже поступить в аспирантуру". Результат - "Берег" не удовлетворяет основным требованиям, предъявляемым к береговому артиллерийскому комплексу (см. "НВО" # 28, 2004).

Можно с уверенностью говорить о том, что специалисты МИТа создадут в конечном счете "Булаву". Вопрос в другом: насколько разработанный ими комплекс будет отвечать требованиям, предъявляемым к РК РПЛСН 4-го поколения?

Нельзя говорить и об унификации "Булавы" с РК "Тополь-М", поскольку "Булава" является РК тяжелого класса, а "Тополь-М" - РК легкого класса, и, по словам главы МИТа, "с позиций теории проектирования это принципиально разные подходы". Вообще "предложение Московского института теплотехники о создании унифицированных систем баллистического оружия с единой ракетой для шахтного, грунтового и морского комплексов" следует рассматривать как официальное оправдание передачи разработки РК РПЛСН непрофильному КБ.

Недостаток опыта и средств на проведение исследований сказался уже на начальном этапе разработки "Булавы" - МИТ вынужден был привлечь специалистов КБМ (КБМ назначено соисполнителем в разработке системы подводного старта). Интерес представляют оценки руководителей МИТа и КБМ о степени участия последних в разработке РК "Булава". Если Юрий Соломонов говорит только об "использовании опыта, накопленного в этой области техники, в том числе и в Миасском КБ имени Макеева", то Владимир Дегтярь - о "30-35% от всего объема работ". Положительный эффект от этого сотрудничества маловероятен. Оба КБ принадлежат к различным видам ВС, имеют одинаковый статус, поэтому взаимных претензий и упреков не избежать. Положение усугубляется тем, что КБМ пытается восстановить лидирующее положение в разработке РК для ВМФ. Владимир Дегтярь относительно совместной работы с МИТом сказал следующее: "Группа наших специалистов находится сейчас в МИТе, им предстоит убедить москвичей, в чем мы сильнее". Особенно негативные последствия такого "сотрудничества" будут в случае неудачных испытаний разрабатываемого комплекса: "моряки" будут обвинять "сухопутчиков", а "сухопутчики" в свою очередь "моряков". В таких условиях трудно найти истинные причины неудачных пусков.

Глубоко ошибочно распространенное официальными СМИ утверждение о "преимуществе существования в стране двух центров ракетостроения". Такого не было даже во времена СССР. Каждое из рассматриваемых КБ было монополистом в своей области: МИТ в разработке мобильных РК, КБМ - РК для РПЛСН. МИТ будет загружен гособоронзаказом, а КБМ простаивать. Окажется невостребованным бесценный многолетний опыт специалистов КБМ. В последующем, при дальнейшем отсутствии гособоронзаказа, это может привести к уничтожению КБМ и потере целого ряда уникальных технологий, что скажется на технических характеристиках вновь создаваемых ракетных систем. По словам Юрия Соломонова, "Россия уже безвозвратно потеряла в последнее время около двухсот сложных технологий, а простые - пересчитать невозможно". Уже сейчас можно говорить о потери российским ОПК уникальной способности производить весь спектр вооружения и военной техники для Вооруженных сил (в настоящее время такой способностью обладает только ОПК США). Создается опасная ситуация, когда Россия не сможет вообще разрабатывать и производить РК стратегического назначения сухопутного и морского базирования. Только коммерческие проекты позволяют выживать как КБМ, так и МИТу. В таких условиях говорить о "здоровой конкуренции" некорректно.

Перспективы РК "Барка" и "Булавы" определяются возможностями их разработчиков: КБМ имеет больше возможностей по проектированию, а МИТ - по реализации (запуску в серию) РК для РПЛСН. Поэтому для предотвращения развала ракетостроительной отрасли ОПК необходимо произвести объединение МИТа и КБМ путем их реформирования. Но как? По какому принципу? В России уже были неудачные попытки осуществить реформу доставшегося от СССР ОПК. Беда всех практически так и не осуществленных реформ ОПК (сейчас начинается седьмая по счету) заключается в отсутствии структурных изменений, устраняющих существующую с советских времен некоторую избыточность в разработке вооружения и военной техники. Под "некоторой избыточностью" подразумевается параллельная разработка сходных по задачам комплексов несколькими КБ, которая определяется исключительно экономическими возможностями государства, которые сейчас сильно ограничены. Яркий пример: создание концерна на основе "Алмаза" и "Антея", разработчиков сходных по задачам систем ПВО, так и не решило проблему разработки единой для ВС системы ("Алмаз" разрабатывает С-400 "Триумф", а "Антей" - С-300ВМ "Антей-2500"). По сути, главной целью проводившихся в России реформ являются попытки одних КБ, предприятий-изготовителей поглотить другие и не более. Никто не задумывается о сохранении научно-технического потенциала ОПК.

В основе структурной реформы МИТа и КБМ должен лежать принцип объединения одинаковых направлений и сохранения специфических направлений разработок обоих КБ в рамках единой структуры, то есть объединение конструкторских бюро по схеме "1+2". Создаваемое единое КБ должно состоять из трех главных структурных подразделений: первое занимается разработкой основных элементов РК (прежде всего ракетой), в него должны входить специалисты МИТа и КБМ, второе - сухопутной модификацией комплекса (специалисты МИТа), третье - морской модификацией (специалисты КБМ). Глава такого КБ будет нести ответственность за разработку и сухопутной, и морской модификаций, что исключает возникновение нездорового соперничества, описанных выше ситуаций поиска виновных и ответственных.

Следует отметить, что необходимость объединения разработчиков РК стратегического назначения, то есть МИТа и КБМ, косвенно признает и Юрий Соломонов: "Единственным спасением ракетостроения в России с учетом постоянно сокращающихся ассигнований на это направление становится глобальное сокращение кооперации предприятий, занятых в этой области".

Создание единого КБ позволит решить множество существующих проблем. Во-первых, способствует сохранению и развитию научно-технического задела, дорогостоящей испытательной инфраструктуры МИТа и КБМ, ускорит интеграционные процессы и уменьшит неизбежно возникающие на первоначальном этапе трения в коллективе сотрудников.

Во-вторых, позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в едином КБ. При сегодняшнем существовании двух КБ нет никаких гарантий, что с приходом нового главкома ВМФ или министра обороны не произойдет, как это уже не раз было, смены разработчиков РК - бросим "Булаву" и срочно будем дорабатывать "Барк". Опять будут впустую потрачены средства.

В-третьих, позволит значительно сократить затраты на содержание КБ. Уменьшение затрат произойдет за счет сокращения административного состава, не связанного непосредственно с разработкой ракетных комплексов, и сокращения общей потребности в специалистах ракетостроительного направления. Здесь следует говорить о потребности, так как КБ из-за низких заработных плат испытывают острый недостаток в молодых кадрах. Так в МИТе молодых специалистов меньше 1%.

В-четвертых, позволит одновременно вести разработку сразу двух высокоунифицированных тяжелых ракетных комплексов стратегического назначения сухопутного и морского базирования для РВСН и ВМФ, что позволит значительно сократить стоимость разработки и производства РК, а также общее время их создания. В рамках единого КБ будут созданы два РК для замены физически и морально устаревших комплексов РС-20 "Сатана" (SS-18), РС-22 "Скальпель" (SS-24), РС-18 "Стилет" (SS-19) РВСН и РСМ-52 ВМФ.

Схема реформирования разработчиков вооружения и военной техники "1+2" может применяться и в других отраслях ОПК. По этой схеме могут быть объединены разработчики газотурбинных (Т-80У) и дизельных (Т-90С) танков: первое структурное подразделение занимается разработкой танка в целом (шасси, агрегаты и приборы, за исключением двигателя), а второе и третье - доработкой базовой модификации танка под газотурбинный и дизельный двигатели соответственно.

Конечно, у подобной реформы будет много противников, поскольку ряд руководителей будет уволен или понижен в должности. Но реформирование крайне необходимо. Для этого требуется только политическая воля военно-политического руководства страны. Иначе Россия может оказаться без ядерного щита, что приведет к катастрофическим последствиям.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
635
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
763
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
715
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
716

Другие новости