Как и в случае с большинством военных программ, путь к принятию беспилотных летательных аппаратов (БЛА) и осознанию их преимуществ является достаточно длинным и не лишенным препятствий. Первые БЛА в качестве мишеней или оружия воздух-поверхность были использованы еще во время Второй мировой войны. Во время Вьетнамской войны для целей разведки и наблюдения с большим успехом применялся БЛА Ryan Firebee. Было проведено около 3400 полетов над хорошо защищенной территорией северного Вьетнама. В ходе проведения некоторых операций БЛА стартовали с авианосцев. Но несмотря на многообещающие результаты первоначальных экспериментов по созданию и применению БЛА, Министерство обороны (МО) США не рассматривало беспилотные летательные аппараты в качестве приоритетного направления инвестиций и относилось с осторожностью к включению их в структуру Вооруженных сил (ВС). Оглядываясь назад, можно отметить, что более раннему появлению БЛА препятствовали некоторые факторы - культура, незрелые технологии и недооценка экспертами преимуществ беспилотных систем. БЛА требуют нового уровня качества в проектировании, производстве и управлении летательными аппаратами.
События и достижения последних десяти лет вызвали значительные изменения в понимании места и роли беспилотных летательных аппаратов в системе вооружений среди руководства МО США. Этому способствовали:
- значительный рост производительности вычислительной техники;
- появление нового поколения малоразмерных датчиков, обеспечивающих высокое разрешение и позволяющих обнаруживать движущиеся цели в различных условиях;
- успехи в области технологий связи и обработки изображений;
- политические установки на минимизацию потерь в живой силе и технике.
Доступность, устойчивость, длительная автономность таких платформ, как Amber, Predator и Global Hawk, - результат инвестиций в перспективные разработки МО США и работ агентства DARPA в 80-90-х годах XX века.
Высокие оценки получили БЛА Predator и Hunter во время операции "Союзная сила" в 1999 г. в Югославии, БЛА Predator и Global Hawk во время операций в Афганистане и в Ираке.
Динамика финансирования программ в области БЛА в США.
Несмотря на возросшее понимание преимуществ БЛА, они все еще не получили достаточно широкого распространения во всех подразделениях ВС США и не интегрированы в достаточной степени в структуру ВС. Финансовая поддержка временами была недостаточной, а следовательно прогресс был достаточно медленным. Так, например, до 2003 г. в операциях ВМФ и Корпуса Морской пехоты участвовали только 175 БЛА Pioneer/Shadow, что значительно ниже по количеству единиц и по уровню совершенства систем вооружения по сравнению с другими видами ВС США.
Имеется множество причин медленного темпа внедрения и использования БЛА. Вот некоторые из них:
- традиционный консерватизм. Сложившийся и установившийся за длительный период времени порядок вещей, в том числе и в военной сфере, препятствует появлению новых концепций систем вооружения. Военные зачастую стремятся владеть боевыми системами, специализированными для выполнения требуемых миссий. Однако многофункциональность многих беспилотных аппаратов позволяет использовать их в различных видах ВС. При этом ожидается снижение финансовых издержек, что позволит ускорить процесс оснащения ВС новыми образцами БЛА. Один вид ВС смог бы использовать БЛА других видов, а так же обеспечивалась бы возможность оперативного доступа к развединформации, получаемой различными службами МО;
- конкуренция за инвестиции с другими разработками. Беспилотным летательным аппаратам, являющимся относительно новым для ВС типом вооружения, приходится выдерживать жесткую конкуренцию со стороны существующих систем вооружения и новых образцов, использование которых укладывается в традиционную структуру ВС;
- синдром неудачного старта ("старт-стоп-старт"). Неудачи в начале процесса реализации новой военной программы зачастую приводили к ее последующему сворачиванию с перераспределением средств в пользу другой, возможно, более перспективной системы, что стало причиной появления большого количества незавершенных разработок в области БЛА. Каждый такой случай добавляет годы задержки в оснащении ВС беспилотными аппаратами. Такими примерами являются проекты Amber, Hunter, а также программа разработки многоцелевого тактического БЛА (TUAV). До недавнего времени неопределенной оставалась и судьба проекта БЛА Fire Scout, предназначающегося для ВМФ США;
- ограничения радиоканалов передачи данных снижают оперативность. Ограничения радиоканалов передачи данных, проблемы с интероперабельностью и обработкой изображений снижают скорость передачи видеоинформации, что является препятствием на пути быстрого внедрения БЛА. Особенно это важно для тактического звена ВС (на уровне батальона и ниже);
- высокая стоимость, высокая аварийность, начальные ненадежность систем и низкая живучесть. Стоимость БЛА оказалась выше ожидаемой. БЛА также отличаются высоким уровнем аварийности, обусловленным ошибками операторов или отказом подсистем, а также имеют более низкую живучесть, чем пилотируемые самолеты. Существующие статистические данные по потерям БЛА Predator, Pioneer и Hunter в сравнении с данными по потерям среди пилотируемых военных и гражданских самолетов США в расчете на 100000 полетных часов приведены в таблице 1.
Основные причины потерь БЛА могут быть классифицированы следующим образом: 37% приходятся на проблемы с двигателем, 25% - на систему управления, 17% - на ошибки операторов, 11% - на проблемы со связью, 10% - на прочее.
Следует отметить, что все описанные выше недостатки БЛА объективно существуют, однако они не являются принципиальными и вполне разрешимы.
ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ
Несмотря на медленный темп внедрения беспилотных аппаратов, армия и ВВС США в настоящее время оперируют достаточно современным парком БЛА. ВВС имеют на вооружении аппараты Global Hawk и продолжают совершенствовать БЛА Predator и его модификацию - Predator В. Армия использует тактические аппараты Shadow 200, количество которых постоянно увеличивается, продолжает использовать БЛА Hunter и имеет планы по расширению использования малоразмерных систем типа Pointer и Raven.
В настоящее время ВМФ США не имеет в своем распоряжении беспилотные летательные аппараты. Однако ВМФ планирует приобрести два БЛА Global Hawk для проведения экспериментальной оценки потенциального использования высотных аппаратов большой продолжительности полета совместно с базирующимися на кораблях тактическими БЛА к концу этого десятилетия.
Подразделения морской пехоты имеют на вооружении 32 аппарата Pioneer (малоразмерной наземной тактической системы, разработанной в 80-е годы прошлого века), которые с различной эффективностью применялись во время операции "Буря в пустыне", а также в косовской и афганской кампаниях. В дополнении к этому Морская пехота продвигает проект портативного БЛА Dragon Eye для использования на батальонном уровне и ниже. В таблице 2 приведены данные МО США по системам БЛА, используемым в настоящее время в ВС США.
ВМФ, который ранее лидерствовал в сфере разработки БЛА, теперь отстает от других видов ВС США в получении практического опыта в планировании, применении и эксплуатации новых типов беспилотных летательных аппаратов. Недооценивая потенциал беспилотных систем и отказываясь от значительного увеличения использования БЛА, ВМФ и Корпус Морской пехоты США рискуют остаться далеко позади армии и ВВС, активно внедряющих эти новые системы вооружений в свою структуру.
Агентство перспективных исследований Министерства обороны США DARPA работает над разработкой ряда БЛА - демонстраторов технологии ударных боевых БЛА в рамках программы "Многоцелевая беспилотная боевая воздушная система" (J-UCAS), БЛА на основе винтокрылых летательных аппаратов как для боевых миссий, так и для задач разведки, обнаружения, наблюдения и целеуказания (A160, CRW, Программа "Беспилотный винтокрылый летательный аппарат" (UCAR), а также мини- и микро-БЛА для боевых действий в городских условиях.
МО США и его службы имеют планы по дальнейшему развитию систем БЛА. Благоприятные условия для этого создает поддержка Конгресса США. На рисунке показана динамика бюджетных инвестиций в области программ беспилотной авиации, отражающая их существенное увеличение.
Практический опыт использования БЛА Predator, Global Hawk, Hunter и беспилотных систем специального назначения во время последних конфликтов наглядно продемонстрировал, что уже после однократного применения достоинства этих систем становятся очевидными, появляются новые концепции их применения в составе ВС. Расширение военного использования БЛА связывается с ускорением введения в строй систем, находящихся на стадии производства или завершающей стадии разработки. МО США сформулировало три основные директивы, направленные на ускорение продвижения беспилотных систем в ВС:
- новые платформы должны отвечать требованиям исходя из прогнозируемых потребностей перспективных операций;
- принятые на вооружение БЛА в каждом из видов ВС США должны быть оценены на предмет использования в других видах ВС. Новые разработки должны проводиться только в случае невозможности получить требуемый эффект с помощью существующих систем;
- совершенствование систем командования, управления и связи (Command, Control and Communications (C3), а также систем обработки информации должно согласовываться с развитием БЛА и оснащения ими ВС США.
ВЫВОДЫ ЭКСПЕРТОВ
Анализируя сложившуюся на сегодняшний день в ВС США ситуацию с БЛА, нужно сказать, что за последние три-четыре года США сделали значительный рывок в направлении расширения использования беспилотных систем. Беспилотные системы уже определенно доказали свою эффективность в сфере боевого использования. Вместе с этим военными экспертами США отмечается, что темп внедрения БЛА остается недостаточным.
Остаются проблемы совершенствования систем C3, технологий обработки изображений и инфраструктуры, которые еще создают препятствия на пути интенсификации внедрения современных воздушных систем БЛА типа Predator и Global Hawk в ВМФ, в армии и Корпусе Морской пехоты.
В аналитическом отчете МО США, посвященном состоянию программ беспилотной авиации, дан ряд рекомендаций, направленных на улучшение материально-технического обеспечения программ БЛА, ускорение разработки образцов, фокусировки внимания на программах, находящихся на уровнях завершения разработки и производства. Отмечается также необходимость стимулирования совместной работы представителей различных видов ВС США над проектами БЛА. По родам войск рекомендованы следующие действия.
Армии США рекомендовано в ближайшее время закупить или использовать принадлежащие ВВС аппараты Predator для уточнения требований к проектируемой армейской системе БЛА увеличенного радиуса действия; выборочно по мере необходимости модернизировать системы имеющихся на вооружении БЛА Hunter; рассмотреть возможность дополнения БЛА неизменяемой геометрии крыла Shadow 200 беспилотными аппаратами вертикального взлета-посадки (ВВП) Fire Scout; более широко оснащать военные подразделения портативными БЛА типа Raven, Dragon Eye или Pointer.
ВВС и ВМФ США рекомендовано объединить программу ВВС Global Hawk и программу ВМФ BAMS в общую программу БЛА HAE, которая бы учитывала потребности обеих служб. Обе службы должны объединить усилия по разработке, производству и последующей эксплуатации системы, подходящей для целей обнаружения, наблюдения и целеуказания как для ВВС, так и для ВМФ. В ходе совместной работы ВВС и ВМФ должны создать систему с характеристиками, превосходящими первоначально запланированный уровень по параметру эффективность/стоимость, а также изучить возможность совместной работы с Департаментом национальной безопасности и его агентствами.
ВМФ руководит работами по созданию системы БЛА ВВП Fire Scout в обеспечение флота и корпуса Морской пехоты современными корабельными беспилотными аппаратами вертикального взлета-посадки, а также для разработки концепций и требований относительно перспективных корабельных тактических БЛА ВВП. Предполагается, что указанный аппарат будет готов к 2006 г. К сотрудничеству в работе над данным проектом приглашена также Служба береговой охраны.
Ожидая принятия на вооружение систем ВВП, которые удовлетворят потребности ВМФ и Морской пехоты в тактических БЛА, корпус Морской пехоты должен дополнительно проводить постепенное замещение БЛА Pioneer аппаратами Shadow 200.
Командованию объединенных сил США (JFCOM) поручено разработать доктрину и тактику интеграции БЛА в структуру ВС с акцентом на использование существующих систем БЛА и исследования возможностей перекрестного (совместного) использования систем различными видами ВС.
Таблица 1Сравнительные данные по потерям БЛА и военных и гражданских самолетов США | |||
БЛА | Пилотируемые самолеты | ||
Predator | 32 | F-16 | 3 |
Pioneer | 334 | Авиация общего назначения | 1 |
Hunter | 55 | Региональные самолеты | 0,1 |
Расчетная база значительно менее 100 000 полетных часов | Большие авиалайнеры | 0,01 |
Таблица 2
Беспилотные системы, используемые в ВС США | |||||||
Система | Производитель | Приписка | Первый полет | Начало развертывания | Общее количество произведенных БЛА | Доступно на настоящий момент ЛА/ наземных станций управления | Статус |
Raven | AeroVironment | Армия и ВВС | 2002 | 2004 | 15 | 15/5 | 555 (Армия) 126 (ВВС) |
Dragon Eye | AeroVironment | Морская пехота | 2000 | 2003 | 40 | 18 | 933 запланировано |
Desert Hawk (FPASS) | Lockheed Martin | ВВС | 2002 | 2002 | 120 | 60 | 60 должны быть поставлены в текущем году |
RQ-2/ Pioneer | Pioneer UAVs, Inc | ВМФ и Морская пехота | 1985 | 1986 | 32 | 21/3 | продолжительная эксплуатация |
RQ-7/ Shadow 200 | AAI | Армия | 1998 | 2003 | 40 | 24/17 | 164 запланировано (41 система) |
RQ-5/ Hunter | IAI/ Northrop Grumman | Армия | 1991 | - | 39 | 39/6 | продолжительная эксплуатация |
RQ-8/ Fire Scout | Northrop Grumman | Армия и ВМФ | 1999 | - | 5 | 0 | в разработке |
MQ-1/ Predator | General Atomics | ВВС | 1994 | 2004 | 53 | 40/8 | 68 запланировано |
MQ-9/ Predator В | General Atomics | ВВС | 2001 | - | 2 | 0 | в разработке |
RQ-4/ Global Hawk | Northrop Grumman | ВВС | 1998 | 2006 | 4 | 2 | 51 запланировано |